xommep.livejournal.com 27.10.2015 17:03
Давненько собирался перенести информационный пост о своём основном увлечении из ансамблевого блога[1] , который я сам же и вёл в прошлом, в свой собственный. Вот, собрался. Заодно и актуализирую информацию.
Немного истории
Давным-давно, в 1981-м году, организовался в нашем местном университете ( НГУ[2] ) фольклорный ансамбль. Первые лет 10 он так и назывался – ФА НГУ, а потом назвался " КрАсотой[3] ", под этим названием и существует до сих пор. Годы с тех пор прошли немалые, поэтому, конечно, в нынешней "КрАсоте" из первоначального состава остался только бессменный руководитель, Оксана Ильинична Выхристюк, а остальной состав сменился уже на десятки раз.
При ФА НГУ существовал детский ансамбль (тоже, кстати, ансамбль Университета был :)), значительная часть которого потом перекочевала в основной состав.
Через ФА НГУ/КрАсоту прошли сотни и чуть ли уже не тысячи людей (в основном студентов НГУ), но из-за специфики студенческого ансамбля люди рано или поздно уходят. Даже после ухода общие интересы и общее дело так или иначе зовут к общению, поэтому активисты пересекались на местных фольклорных фестивалях[4] , которые в своё время сами же и помогали проводить, и на других культурных мероприятиях Академгородка и города.
Году в 2005-м выходцы из ФА НГУ/КрАсоты впервые попробовали собраться в некое подобие ансамбля, по инициативе Сергея Иванова[5] , который в те годы ещё жил в Нске... но потом он уехал на повышение в Москву, диффчонки в декрет поуходили – так всё и заглохло.
Однако уже в следующем, 2006-м году, снова начали собираться – уже слегка другим составом. Собственно, на этого предыстория заканчивается, и начинается история.

Логотип ансамбля
разработка Ольги Перегоедовой
На первом этапе существования нашей банды мы были клубом по интересам – хотя формальным поводом собираться для нас были выступления на всё тех же Сибирских фестивалях, по сути это был скорее кружок по интересам, без каких-либо амбиций. У многих были мелкие дети, так что в любом случае ударяться в мощную концертную деятельность не вышло бы. Хотя в 2007-м году даже съездили на гастроль в Мариинск – но не сами по себе, а как бы вместе с КрАсотой.
В чём отличие клуба от ансамбля – здесь нет руководителей, не требуются денежки на содержание, костюмы и прочее. Репетировали мы в помещениях КрАсоты – хотя, в общем-то, вполне легко могли бы собираться у кого-нибудь на дому, но в специальном "офисе" всё же лучше – не пугаем соседей, да и дисциплина выше. :))

Выступаем на 25-м фестивале – ещё в статусе клуба; 2007-й год
В 2008-м съездили – опять с КрАсотой – в Москву, выступали на каком-то фестивале; где-то в районе этого времени начали преобразоваться в ансамбль, то есть больше внимания уделяли не совместным чаепитиям, но именно концертной деятельности и фестивальным поездкам.

Поездка в Тюмень, 2009 г.
Записали в это время свой первый (и единственный по сю пору полноценный) диск - " Можно нам в саде разгуляться[6] ".
В 2011-м году произошло очередное перерождение коллектива – сделали упор на экспедиционную деятельность. Не сказать, что целиком погрузились в экспедиции, но акценты перенесли именно туда – не на концерты и фестивали, а на поездки в глубинку. Первая же экспедиция - в Забайкалье, на 2 недели[7] , с посещением сразу нескольких семейских сёл – Б.Куналей, Хасурта, Бичура, Кочон, Урлук... После этой поездки многое в головах поменялось.

Выступление на СФФ в костюмах, пошитых по мотивам и приобретённых в ходе экспедиции-2011[8] .
Выбирались и в экспедиции поменьше, в нашу Нскую волость, продолжали выступать, участвовать в местных календарных праздниках, всё же главным делом теперь стали поездки в сёла. Правда, в 2012-м большой экспедиции не вышло, но всё равно удалось скататься в мини-экспедицию в Забайкалье[9] . В 2013[10] -м и 2014[11] -м – снова большие экспедиции, на 3 недели.
В 2015-м экспедиция в Забайкалье не состоялась, зато выбрались на Алтай, в Уймонскую долину[12] - совершенно новый опыт, несмотря на некоторую общность алтайских староверов и "наших" семейских[13] .

Состав "Полыни" в 2014-м году
Конечно, были и концерты и фестивали - "Дмитриев день"[14] в Екб, омские " Егории Хоробрые[15] ", три выезда на "Беловодье" в Усть-Каменогорск[16] (Казахстан), участие в первых трёх Томских Этнофорумах ( 1[17] , 2 , 3[18] ); а также выезды в детские дома и дом престарелых.
В 2012-м попытались записать двойной диск семейских песен[19] - но получилось записать всего лишь 9 песен[20] .
В конце 2013-го получили звание " Народный коллектив[21] ". На этом историческую справку разрешите завершить.
Про коллектив
Историческую часть я приложил не только для общей информации, но также и для показа, как из кружка по интересам может вырасти собщество, способное своими силами ездить в поездки, в том числе на несколько недель в другие регионы. Надо особо уточнить, что до 2014-го года куда-либо мы ездили за свой счёт; с получением звания появившуюся зряплату руководителя начали использовать как общий кошелёк. :) И дело тут не в деньгах, а в отношении – многие коллективы жалуются на финансирование, а у нас с ним проблем не было, по причине отсутствия. :))
Половина нашего состава – выходцы ещё из детского ФА НГУ, так что с репертуаром проблем нет; скорее даже наоборот, копание в "старых" песнях категорически мешает учить новое – куда прикольнее найти что-нибудь, что лет 20 не вспоминали, чем заучивать новое. :))) Также большой опыт в народной культуре почти у всех участников позволяет существовать в состоянии анархо-демократии – все решения принимаются совместно-соборно, руководитель нужен только для представительских функций. :)))
Так что в определённом плане мы снова вернулись в состояние клуба, без упора на сцену и фестивальные поездки – хотя это плохо с точки зрения популяризации народной культуры, зато с точки зрения собственно самой народной культуры куда как правильнее, такое моё мнение. Ведь фольклор и народная культура – это не столько песенки, сколько отношение к жизни – а при упоре на сцену формируется несколько другое отношение к тем же самым песенкам, нежели когда поёшь их для себя. Так недолго и до искажения смыслов дойти.
К вопросу о смыслах: все мы – не профессионалы, максимум за плечами – музыкальная школа. И это тоже в области народной культуры скорее плюс, даже в музыкальной её части – потому что позволяет общаться (в том числе заочно) с народными исполнителями на одном языке. Возможно, с точки зрения достоверности это нехорошо, но с точки зрения традиции – имхо более верно. Не стоит заморачиваться недостатком музыкального образования в народной культуре – это изначально была и есть культура простых людей, а не музыкантов. Для популяризации и концертной деятельности музыкальные навыки пригодятся, но тут уж кто про что.
Понимаю, что наш случай не вполне типичен (хотя и не уникален), для студенческих коллективов не подойдёт, и для людей, только входящих в народную культуру – тоже. Но людям, которые когда-то занимались фольклором, а потом бросили, но хотят вернуться в тему, наш опыт может пригодиться.
 Экспедиция-2013, с. Укыр[22] .
youtu.be/e4t9fvm9P9g
Один из наших прошлогодних "клипов", записанных в Забайкалье[23] .
Ссылки
|