МНИМЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ АНТИМИЛИТАРИЗМ
В моей домашней библиотеке сохранилось 16 первых томов (БСЭ) Большой Советской энциклопедии (кажется, из 64-х томов, в целом), издававшейся в 20-30-х годах прошлого века под редакцией видных советских партийных и государственных деятелей, как репрессированных впоследствии, так и умерших своей смертью.
Энциклопедия издавалась в то время, когда марксизм-ленинизм еще не подвергся огосударствлению и оставался открытым учением, «всесильным, потому что верным». Собственно, оно таким и вернулось сейчас, несмотря на потуги нуворишей противопоставить ему апологетические доктрины модных буржуазных политологов, экономистов и философов. Между тем, Фридрих Энгельс еще в Х1Х веке обосновал конец классической немецкой философии – вершины западной философской мысли, служащей до сих пор убогим спекуляциям вокруг светлого и сумрачного буржуазного будущего человечества.
Статьи в БСЭ писали революционеры-ученые, которые отличались широтой и глубиной мышления, выработанного бесценным опытом борьбы против самодержавия и иностранных интервентов, а также участием в социалистическом строительстве. Написал статью в 1926 году и русский революционер, советский писатель Сергей Дмитриевич Мстиславский, настоящая фамилия Масловский (23.08. - 04.09. - 1876 – 22.04. 1943). Она озаглавлена «Антимилитаризм».
Мстиславский анализирует отношение к войне с точки зрения большевика эпохи войн и революций. Это единственно правильный взгляд на войну, актуальный и сегодня, когда за антивоенное движение пытаются выдать протесты лохов против военной операции на Украине, в т.ч. и женского пола, опасающихся перекрытия импорта кружевных трусиков с Запада. Этот взгляд может послужить назиданием и тем, которые мыслят себя стратегами, «видя бой со стороны».
О содержании статьи Мстиславского пойдет речь позже, а пока заметим, что на ниве борьбы за кружевные трусики прославилась недавно Марина Овсянникова, работавшая за кадром Первого канала ТВ. В середине марта 2022 года в прямом эфире программы «Время» она ворвалась в кадр за спиной диктора Екатерины Андреевой с кустарным плакатом пацифистского содержания, якобы, в знак протеста против проведения спецоперации на Украине.
Хулиганку оштрафовали на 30 тысяч рублей, но она до сих пор не может смириться с перспективой забвения ее имени в сетях. В интервью немецкому изданию Der Spiegel она называет себя патриоткой и утверждает, что ни за какие коврижки не хочет покидать «любимую» Россию. Даже отказалась от заманчивого предложения французского президента Эммануила Макрона, пообещавшего ей убежище.
Нельзя не отметить, что подобного рода скандалы случались и в советское время. Помнится, в 1983 году (я работал тогда одним из комментаторов в советском зарубежном радиовещании) сумрачный тип по имени Владимир Данчев вызвал переполох, назвав советские войска в Афганистане «оккупантами».
Показательны мотивы, которые двигали протестантом. Данчев был смешанного русского и болгарского происхождения и приехал в Москву из Ташкента на работу англоязычным диктором на Всемирной службе Московского радио (РМВС). В интервью журналу "Собеседник" в 1990 году он сообщил, что его диссидентство началось с опечатки - заблудшего "не", перевернувшего смысл официального советского послания с ног на голову.
- Я подумал про себя, - вспоминал скандалист, - а что, если я оставлю это и прочитаю как есть. В худшем случае я всегда могу указать на опечатку. С тех пор он вступил на скользкую дорожку, вставляя все более дерзкие «опечатки» в отчеты о советской интернациональной помощи Афганистану, в котором с 27 апреля 1978 года правил дружественный режим Апрельской революции.
Показательно, что подрывные информационные выпуски Данчева продолжались определенное время. Его коллеги вскоре поняли, что Данчев стал авантюристом-мошенником и сам вставлял подрывные сообщения в официальные радиопрограммы. Это заметили в Би-Би-Си и других рупорах антисоветской пропаганды. И лишь наши службы самого высокого партийного и государственного значения не замечали «забав» пакостника.
Это, конечно, печальный факт. Но, с другой стороны, этот факт опровергает злобное шипение западной пропаганды об абсолютном контроле советских партийных органов и КГБ над мыслями и поступками советских людей, о цензуре, отсутствии самостоятельности советских журналистов и т.д. Да и советский «репрессивный режим» отнесся к радиохулигану довольно снисходительно. По слухам, его отправили на лечение в психиатрическую больницу в его родном Ташкенте. Однако, достоверно известно, он вернулся в РМВС на более скромную работу. Один бывший коллега сказал, что Данчев работал в библиотеке грамзаписи.
Но вернемся к статье из БСЭ «Антимилитаризм». Надо думать, что в условиях эксплуататорских обществ, и капиталистического общества, в особенности, войны в разных формах неизбежны. В эпоху существования СССР случались вооруженные конфликты и в рамках социалистического содружества. Но это потому, что доминирующий в мировой экономике капитализм препятствовал развитию стран содружества на собственно социалистической основе, а в развитии по пути ленинского НЭПа не было единства понимания и возможностей.
В результате, страны содружества копировали во многом поведение в международных отношениях заклятых врагов социализма. Такое поведение не исключало, разумеется, авантюристических попыток опереться на «поддержку» западных держав и даже вооруженные конфликты.
Непонимание горбачевским руководством существа НЭПа, который следовало осуществлять только под руководством КПСС, сыграло роковую роль и в судьбе самого СССР. Но здесь нет возможности распространяться на эту тему. Мы ведь ведем речь об отношении к войне.
Так вот в статье Мстиславского отмечается, что антимилитаризм (антивоенное движение) следует отличать от пацифизма, в основе которого лежит общее, отвлеченное и, стало быть, безжизненное отрицание насилия, как средства политики. Касаясь большевистского взгляда на проблему, автор пишет: «антимилитаризм большевиков резко отличается от антимилитаризма анархистов и пацифистов, не признающих никакой войны, и от антимилитаризма реформистов, признающих всякую войну».
Я препарирую статью в БСЭ, заостряя внимание на идеях, которые актуальны и в наше время, особенно, во время проведения специальной военной операции на Украине. В самом деле, какая из вышеупомянутых позиций в отношении войны приемлема для подлинных патриотов России – пацифизм, доходящий до отрицания военного строительства, или поддержка всякой войны «в защиту Отечества», даже если это буржуазное Отечество?
В мотивах Марины Овсянниковой, Владимира Данчева или желторотых юнцов, выбегающих на митинги в поддержку Навального, невозможно обнаружить какой-нибудь разумной политической основы, но, в общем, их можно причислить к стихийным пацифистам. Они не вникают в социально-экономические и классовые причины войн и озабочены одним лишь пиаром.
Другое дело расчетливый политический пацифизм. Этот пацифизм, по сути, буржуазный.
Он уравнивает справедливые и несправедливые войны, дурит обывателя распространением иллюзий о классовом мире, честной конкуренции, гуманизме и филантропии буржуазии, незыблемости капиталистических устоев и т.п. С этой точки зрения, например, сопротивление свободолюбивого Донбасса карательной операции бандеровцев, выступающих передовым ударным отрядом фашиствующего Запада, выглядит как некое проявление насилия, одинаковую ответственность за которое несут «обе стороны».
Причем каратели признавались даже более «справедливой» стороной, поскольку они представляли большую часть Украины, замордованной инициаторами кровавого майдана. На самом деле, это всего лишь политическая аберрация зрения. Государственный переворот на Украине являл собой дальнейшее развитие и углубление контрреволюционного процесса на постсоветском пространстве, влекущего бывшие советские республики под колониальный гнет Запада, к деградации и распаду.
Антивоенное движение разделяется на пацифистское и социалистическое течение к концу Х1Х века. Социалисты, большая часть которых еще не была поражена оппортунизмом, не могли принять пацифизма, который их обезоруживал перед лицом колониального зверства буржуазии, кровавого подавления ею Парижской Коммуны, рабочего и профсоюзного движения в США, Великобритании, России и других капиталистических странах.
Опубликованный социал-демократами Базельский манифест 1912 года охарактеризовал надвигавшуюся мировую войну как преступление против человечности и разума. Манифест признавал, что в Европе созрели предпосылки социальной революции и война, если она начнется, "вызовет экономический и политический кризис", который надо использовать для "ускорения падения господства капитала". В большевистской интерпретации это звучало как призыв к превращению империалистической войны в гражданскую.
Однако оппортунистические лидеры 2-го Интернационала предали забвению Базельский манифест и отказались от намеченной в нем тактики борьбы с войной. С началом 1-й мировой войны они встали на защиту империалистической политики своих буржуазных правительств. Российские оппортунисты – меньшевики и эсеры – последовали их примеру. Вместе с буржуазными националистами-черносотенцами, кадетами и прочими буржуазными партиями они развернули грязную клеветническую кампанию против большевиков, остававшихся верными призыву Базельского манифеста. Отсюда подлые измышления о «шпионстве» Ленина, пломбированном вагоне и капитуляции в Брест-Литовске и т.д.
С началом Первой мировой войны возникает широкое демократическое движение за прекращение военных действий, в котором участвовали политики, деятели культуры, представители общественности. В нем доминирует пацифизм. Вместе с тем, усилиями большевиков антимилитаризм постепенно теряет черты бессильного морального негодования и превращается в действенную силу.
В период между двумя войнами страна победившего Великого Октября становится в авангарде антивоенного движения, которое характеризовалось ростом количества и численности антивоенных организаций, проведением массовых акций в защиту мира. В годы Второй мировой войны антивоенное движение слилось с антифашистским движением. В середине ХХ века задачей движения стало предотвращение мировой ядерной войны. С этой целью в 1949 году был создан Советский комитет защиты мира, а в ноябре 1950 года – Всемирный Совет Мира.
В 1950–60-х гг. вопросам разоружения, международной безопасности, запрещения ядерного оружия были посвящены Стокгольмский конгресс за разоружение и международное сотрудничество (1958), Всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир (1962, Москва) Всемирная ассамблея мира (1969, Берлин) и многочисленные региональные конференции. В движении активизируется религиозное течение
В 1970–80-х гг. происходили массовые кампании против создания нейтронной бомбы и американской стратегической оборонной (?!) инициативы. В 1980 году было развернуто массовое демократическое движение в ФРГ против размещения в Европе ядерных ракет средней дальности – «Крефельдская инициатива». Страна Советов отвергает извечный лозунг эксплуататоров: «хочешь мира – готовься к войне» и формулирует его по-новому; «хочешь мира - борись за него».
В конце ХХ – начале ХХ1 века имели место кардинальные изменения политической карты мира. После развала СССР на мировой арене нарушен баланс между силами мира, прогресса и социализма, с одной стороны, и силами войны, реакции и монополистического капитализма – с другой. Временный реванш последних дал «зеленый свет» усилению капиталистической анархии, империалистическому произволу, злостным нарушениям международного права Соединенными Штатами и их партнерами по НАТО. Стараниями империалистической реакции Запада бандеровская Украина превращена в опасный очаг международной напряженности.
В таких условиях подверглось деградации и мировое антивоенное движение. Были ликвидированы или самораспустились антивоенные организации, боровшиеся за мир на основе четких и ясных лозунгов коммунистов. Движение утратило целеустремленность, ясное понимание причин военного противостояния, различия справедливых и несправедливых войн. В движении вновь стал доминировать буржуазный пацифизм, анархия, пиар и курьезы.
Что же для патриота, в таком случае, военная операция российских войск на Украине? Перед тем как ответить на этот вопрос, надо отметить, что подлинный патриот отвергает буржуазный космополитизм, предпочитающий Отечеству личный эгоизм, но в то же время такой патриот выступает за интернациональную солидарность трудящихся разных стран, их взаимопонимание и сотрудничество.
С этой точки зрения военная помощь России той Украине, которая восстала против государственного переворота на рубеже 2013-14 г.г., носит необходимый и прогрессивный характер. Ведь что такое государственный переворот, поддержанный Западом? Это часть попыток американского империализма вернуть постсоветское пространство в лихие 90-ые, когда украинские и российские олигархи и обслуживавшие их интересы политики упивались пиром и пиаром во время чумы. Империалистические хищники Запада разрушали тем временем экономику и братские традиционные связи народов СССР.
В конце концов, постсоветское пространство – потенциальный ареал для строительства новых межгосударственных отношений между бывшими советскими республиками, исправления деформаций и ошибок в развитии многонационального Советского государства – было отброшено назад, в далекие времена, когда Красная армия освобождала территории, оккупированные нацистской Германией и их союзниками.
Как актуально звучит сегодня песня «Давай закурим», сочиненная Ильей Френкелем в годы Отечественной войны. Вот эта песня, правда, без припева:
Тёплый ветер дует. Развезло дороги. И на Южном фронте Оттепель опять. Тает снег в Ростове, Тает в Таганроге. Эти дни когда-нибудь Мы будем вспоминать ‒ Нас опять Одесса Встретит, как хозяев, Звезды Черноморья Будут нам сиять. Славную Каховку, Город Николаев. Эти дни когда-нибудь Мы будем вспоминать. А когда не будет Гитлера в помине И когда к любимым Мы придём опять, Вспомним, как на Запад Шли по Украине. Эти дни когда-нибудь Мы будем вспоминать.
Наши солдаты, вступившие на территорию Украины ради ее демилитаризации и денацификации, завершают дело своих дедов, нанесших фашизму и нацизму смертельный удар, но не успевших добить всех их последышей. Освободители Украины от бандеровской нечисти заслуживают, не только добрых слов, сочувствия, но также восхищения и гордости.
|