ПРОКСИ АТАКУЮТ ЕВРАЗИЮ
Многие наблюдатели считают не случайным время, выбранное боевиками исламистской группировки "Лашкар-е-тайба" для вероломного и кровожадного нападения на туристов в городе Пахалгам в Джамму и Кашмире. Теракт был совершен во время визита в Индию вице-президента США Джей Ди Вэнса. Если это так, то каковы могли быть мотивы террористов?
Еще раз напомнить о своих претензиях на восстановление самостоятельности Джамму и Кашмира, но под властью Пакистана? Поддержать Пакистан в соревновании с Индией за благосклонность США – светоча капиталистической демократии?
Исламабад отрицает свою причастность к теракту, заявляя, что оказывает лишь моральную поддержку мусульманам Джамму и Кашмира. В то же время, имеются сведения, что руководство организацией базируется около Лахора в Пакистане. Оно управляет несколькими тренировочными лагерями в контролируемом Пакистаном Азад-Кашмире. Боевики Лашкар-е-тайба участвовали во всех главных нападениях на Индию. Некоторые свои теракты они совершили в Пакистане, отдавая особенное предпочтение Карачи. Таким образом они выражали свою оппозицию политике президента Мушаррафа. Лашкар-е-Тайба запрещена в стране.
А, может быть, террористы послужили прокси в зловещей игре против всех Великобритании, утратившей былое величие колониальной империи, но стремящейся самоутверждаться в роли мировой державы посредством сеяния хаоса и насилия в разных регионах, особенно, в Южной Азии? Чтобы скрыть свои происки против Индии, британские спецслужбы порекомендовали некоторым исламистским организациям принять светскую политическую окраску и утверждать, что их конечной целью является светский нейтральный Кашмир, свободный как от Индии, так и от Пакистана.
Все эти вопросы возникают не на пустом месте. Как утверждает Викпедия, территориальные споры по Кашмиру вовлекли Индию и Пакистан в четыре войны и несколько пограничных стычек.
Княжеское государство Джамму и Кашмир было создано 16 марта 1846 года в результате подписания Второго Амритсарского договора между Британской Ост-Индской компанией и раджой Гулабом Сингхом из Джамму. Чем не сделка Вашингтона и Киева по природным ресурсам! Такие сделки - прекрасный пример совмещения насилия и коммерции в капиталистическом предпринимательстве. Они составляют основу колониальной политики.
Но и местные элиты тоже хороши! Они заставляют расплачиваться своих соотечественников материальными ресурсами и жизнями за удовлетворение собственной корысти посредством прислужничества колонизаторам.
Конец правлению Ост-Индской компании положила 2 августа 1858 года Первая война за независимость Индии, начавшаяся с восстания сипаев, В этой войне, как утверждают некоторые британские историки, ничто не свидетельствовало о зарождении национализма. Такая трактовка истории, видимо, предполагает, что мусульмане и индусы могли бы до сегодняшнего дня жить под властью британского колониализма в мире и согласии. Надо было только умерить методы насилия и эксплуатации подневольного населения.
Но ослабление колониального насилия способствовало появлению ростков национализма, и, прежде всего, в Джамму и Кашмире. Махараджа Хари Сингх издал 20 апреля 1927 указ о наследственных подданных, предоставляющий особые привилегии подданным штата в отношении работы и проживания в штате. Согласно приказу, «чужак» мог получить статус подданного государства «после достижения 18-летнего возраста при покупке недвижимости с официального разрешения иджазат-намы и при получении раят-намы после десяти лет непрерывного проживания в штате Джамму и Кашмир». В то же время махараджа стремился держаться подальше от Индийского Союза (предполагаемой независимой страны до решения о разделе).
Национализм питается частнособственнической корыстью и религиозными предрассудками. На этом сыграли британские колонизаторы, похерив идею Индийского союза и пойдя навстречу домогательствам раздела страны по конфессиональному признаку. Так они сохраняли за собой роль арбитра в неизбежно возникших государственных, религиозных и политико-экономических конфликтах. Они устранили прямое колониальное правление, чтобы сохранить контроль над регионом на неоколониальной основе.
Раздел Британской Индии на Пакистан и Индию произошел в середине августа 1947 года. Пакистан празднует День независимости 14 августа, Индия – 15 августа. Обретя независимость, Пакистан сохранял короля Георга VI, а после 1952 года — королеву Елизавету II в качестве главы государства до перехода в статус республики в 1956 году. У Индии республиканские корни более глубокие. День республики празднуется в стране ежегодно 26 января, потому что в этот день в 1930 году Индийским национальным конгрессом была провозглашена Декларация независимости Индии.
Выходит, что Джамму и Кашмир обрел хотя бы подобие самостоятельности раньше, чем новоявленные государства Индийского субконтинента, соперничающие за контроль над его территорией. Тем не менее, Кашмир разделил судьбу всей разделенной Индии. Он не является отдельной страной, но представляет собой спорную область на крайнем севере субконтинента. Фактически Кашмир разделён на несколько частей:
Джамму и Кашмир и Ладакх — индийские союзные территории общей площадью 101 387 км² и населением 12,5 миллионов жителей;
Азад Кашмир («свободный Кашмир») — самопровозглашённое непризнанное государство площадью 13 000 км² и населением 3,6 миллиона жителей, находящееся под контролем Пакистана;
Гилгит-Балтистан («северные территории») — область площадью 72 500 км² и населением 1 млн жителей, находящаяся под контролем Пакистана;
Аксайчин — территория под юрисдикцией Китайской Народной Республики площадью 37 555 км² и несколькими тысячами жителей.
Заинтересованность окружающих государств в разделе Кашмира понятна. Он является важным фактором геополитики. Спорная территория граничит с Афганистаном на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая на востоке, штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге и Пакистаном на западе.
Обстановку в регионе сильно осложняли и осложняют попытки Запада настроить местное мусульманское население не только против Индии, но и против КНР. В Индии же он опирается в антикитайской политике на силы, готовые сеять мятежные настроения в китайском Тибете. В целом, империализм стремится подорвать на Индийском субконтиненте социалистическое свободомыслие и поиски путей преодоления национальной и конфессиональной розни.
В Индии с давних пор существовали силы, трезво оценивавшие пагубные последствия стратегии колонизаторов. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр страны, учитывал тягу части населения Джамму и Кашмира присоединиться к Индии, вместе с тем, требовал от махараджи освобождения мусульманина, шейха Абдуллы, агитировавшего за самоуправление для Кашмира, и известного также как Шер-и-Кашмир («Лев Кашмира») и отец штата Джамму и Кашмир («Баба-и-Каум»). Он был избран премьер-министром Джамму и Кашмира после его присоединения к Индии.
Позиция Неру была близка к принципу формирования культуры, национальной по форме, но социалистической по содержанию. Она. ставила интересы населения Кашмира жить в мире и согласии выше религиозных и этнических различий. Естественно, гарантию безопасности такому гармоничному государственному образованию могла предоставить только Индия. В Китае в это время еще продолжалась борьба коммунистов с гоминдановцами. Пакистаном рулили британские и другие западные империалисты.
Реакционные силы настраивали мусульман Кашмира, Пакистана и Индии против светского режима партии Индийский Национальный Конгресс, а социально ориентированную, глубоко народную, миролюбивую инициативу Неру представляли как признак стремления Индии распространить свой суверенитет на весь Кашмир. 30 сентября 1947 года Неру предложил использовать плебисцит как средство урегулирования споров относительно княжеств. После сообщений о союзе США и Пакистана Неру предупредил Пакистан, что ему придется выбирать между завоеванием Кашмира путем плебисцита и формированием военного союза с Соединенными Штатами.
17 октября 1949 года Учредительное собрание Индии приняло статью 370 Конституции, гарантирующую особый статус и внутреннюю автономию Джамму и Кашмира, при этом юрисдикция Индии в Кашмире ограничивалась тремя областями, согласованными в Акте о присоединении: оборона, иностранные дела и коммуникации. Примерно то же сулили дудаевской Чечне Хасавьюртовские соглашения. Со временем статья 370 разделила их судьбу.
Почему? Потому что империалистический Запад, особенно, в лице Великобритании и США, использует реакционные исламистские силы как свои прокси в целях развала крупных многонациональных и многоконфессиональных государств, таких как СССР, Китай, Россия и Индия в опасении, что последние могут подорвать в будущем его роль гегемона.
Когда СССР по просьбе афганского руководства ввел в 1979 году в Афганистан ограниченный контингент своих войск, США и Пакистан принялись обучать, вербовать, вооружать и отправлять в Афганистан моджахедов. Завербованные таким образом моджахеды в конце 1980-х годов занялись собственной программой установления исламского правления в Кашмире. После вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года возросло огромное количество мусульманских боевиков в Кашмире, которых Пакистан обучил и снабдил оружием.
Сегодня, слава богу, отношения РФ с Афганистаном, где властвуют талибы, нормализуются. Надо думать, что, в будущем это принесет пользу не только Афганистану и России, но окажет благотворное влияние на всю обстановку на Индийском субконтиненте.
Однако продолжим исторический экскурс. 5 августа 2019 года правительство Индии отменило особый статус Джамму и Кашмира. Одновременно штат был преобразован в союзную территорию, а Ладакх был выделен в отдельную союзную территорию через Закон о реорганизации Джамму и Кашмира. Среди политических партий Индии отзыв был поддержан правящей партией «Бхаратия Джаната», а также партиями «Бахуджан Самадж», «Аам Аадми», «Аоди Шеш Кашмир», «Телугу Десам», «Конгресс Яш Свардж», «Бхаратия Джаната», «Джаната Дал (Объединённой)» «Шив Сена».
Против этого решения выступили Индийский национальный конгресс, Национальная конференция Джамму и Кашмира, Демократическая партия Джамму и Кашмира, Коммунистическая партия Индии (марксистская), Коммунистическая партия Индии, Тринамул Конгресс и DMK. В Ладакхе жители Каргила, которые преимущественно исповедуют ислам шиитского толка, выразили протест; однако буддийская община Ладакха поддержала это решение.
Индия столкнулась с теми же проблемами, что и СССР после вывода войск из Афганистана. Запад приветствовал этот шаг и в то же время плел интриги против единой и могучей страны, способствовавшие ее распаду. Теракт в городе Пахалгам крайне обострил индо-пакистанские отношения, поговаривают чуть ли не об обмене двух стран ядерными ударами.
Я не верю в это, хотя бы потому, что победитель в ядерном конфликте не избежит трагической участи. Да и ажиотаж вокруг ядерной темы свидетельствует о недооценке чувства ответственности индийских и пакистанских политиков. Но вот превратить Индию в подобие полу-миллиардной Украины, насыщаемой западным конвенциональным оружием, и в первую очередь, боевыми дронами, они могут. Тем более что сотрудничество Индии в области вооружений с США расширяется.
Догадаться, кто является инициатором войны дронов в мировом масштабе, нетрудно. Это – США. Толчок к развязыванию ими войн дронов дали атаки террористов Бен Ладена на США 11 сентября 2001 года. Они вызвали вздох облегчения американских милитаристов. Наконец-то были похерены миролюбивые надежды человечества, навеянные встречей глав государств 6-8 сентября 2000 года, проходившей в Штаб-квартире ООН и принявшей Декларация тысячелетия. Новый всплеск борьбы с «международным терроризмом» должен спасти ведущую капиталистическую державу от очередного тяжелого кризиса!
Но ведь американские политики, особенно, демократы – гуманисты. Разве не варварство жертвовать жизнями людей, пусть даже исполнителей терактов! Другое дело использовать летательные аппараты со смертоносной начинкой, которыми можно управлять дистанционно, электронным способом. Развитие искусственного интеллекта это позволяет, тем более речь идет о борьбе с международным терроризмом. Какое удобное средство охоты на Бен Ладена и афганских талибов!
Стратегия США в Южной Азии, видимо, предусматривает и войну дронов между Индией и Пакистаном, которая открыла бы в этом регионе необъятный рынок сбыта его летательных аппаратов. Боевые дроны явно становятся символом неразрывности, единства войны, конкуренции и торговли.
Но сначала США сами опробовали применение дронов в Пакистане, о чем свидетельствует шумиха вокруг Кристины Фэйр (C. Christine Fair). Фэйр работала старшим политологом в корпорации RAND, политическим сотрудником в Миссии ООН по оказанию помощи Афганистану и старшим научным сотрудником в Институте мира США. Она специализировалась на политических и военных вопросах в Южной Азии, работала старшим научным сотрудником в Центре борьбы с терроризмом в Вест-Пойнте, а также старшим научным сотрудником в Институте оборонных исследований и анализа (Нью-Дели).
Еще в 2010 году Фэйр отвергала точку зрения, что беспилотники стали причиной гибели мирных жителей, утверждая, что ответственность за создание такого восприятия лежит на сообщениях пакистанских СМИ. Джереми Скахилл, американский журналист-расследователь, писатель, редактор-основатель интернет-издания The Intercept отметил, что заявление Фэйр было «просто ложным» и противоречило подробному исследованию New America о жертвах, связанных с использованием беспилотников. Позже Фэйр признала, что причиной жертв являются БПЛА, но утверждала, что они являются наиболее эффективным инструментом для борьбы с терроризмом.
Как бы то ни было, использование беспилотников и прокси империалистических держав Запада в Южной Азии серьезно обостряет обстановку в регионе и чревато угрозой миру во всем мире. Прокси атакуют Евразию на территории Индийского субконтинента, а также с территории Израиля на Ближнем Востоке, с территории, контролируемой неонацистским режимом Украины и т.д.. Хотя прокси рядятся порой в личину жертв, сопротивляющихся насилию извне, определить их подлинную сущность не трудно. Критерием является позиция в тношении БРИКС и НАТО. И не на словах, а на деле.
|