В своих публичных выступлениях чиновники высокого ранга, а также руководители крупных компаний неоднократно подчеркивали важность всестороннего развития энергетической сферы. В условиях проявившихся кризисных явлений в мировой экономике необходимость диверсификации энергопотоков, создания новых производств с глубокой степенью переработки сырья и внедрения новейших прорывных технологий в сфере производства топлива, ГСМ, продукции газо и нефтехимии вышли на первый план.
В этой связи имеет смысл обратить внимание на процессы, проеткающие в сфере так называемой «метаноловой экономики». Речь о проработке идеи, проектировании и создании транспортного и производственного хаба на площадке Клайпедского морского порта и индустриальной зоны, примыкающей к нему, на условиях совместного бизнес-сотрудничества в данной области.
Сложившаяся рыночная коньюктура предоставляет отличные возможности для организации и дальнейшего наращивания производства метанолового топлива и производных непосредственно на границе стран ЕС, в крупных припортовых зонах. Такой подход существенно облегчит доступ на европейский рынок и снизит транспортные и иные расходы. Сейчас же, в России (и не только) многие метаноловые производства располгаются на значительном удалени от морских портов, что заметно снижает экспортный потенциал и сдерживает развитие всей этой нарождающейся и имеющей большие переспективы, несмотря на протесты "зеленых" и экологов, отрасли.
По оценке ряда ученых, метаноловое топливо и ГСМ в ближайшие годы будут постепенно замещать углеводороды. В настоящее время в ряде зарубежных стран ведутся активные разработки в данном направлении. Строятся крупные установки, ведутся работы по апробированию новых технологий, позволяющих производить в коммерческих количествах метаноловые масла, моторное топливо, добавки к бензину и пр. В любой современной автомашине можно без всяких переделок использовать смесь из 90% бензина и 10% метилового спирта — так называемый газохол, который не уступает высококачественному этилированному бензину, при меньших объемах выброса загрязняющих веществ. Общее мировое производство метанолового топлива, МТБЭ и сырья для переработки в формальдегид в настоящее время приближается к отметке в 70 млн. тонн. Это уже вполне самостоятельный продукт, выпускающийся в больших объемах, он востребован в целом ряде отраслей экономики.
Основными лидерами в этой нише пока являются США и ЕС, развивает данное направление и Китай, являющийся одновременно и основным потребителем. В России также ведутся работы в сфере производства метанола и производных. Существуют уже крупные производства и установки, имеются проекты поставок метаноловой продукции в Китай и страны ЮВА. Но в целом, как представляется, Россия на этом направлении пока существенно отстает от Запада.
Хотя имеются все предпосылки для будущего лидерства в данной области – с учетом наличия огромных запасов газа, энергетических ресурсов, транспортных коридоров, позволяющих диверсифицировать поставки в различные страны и мировые регионы.
В настоящее время известными – и основными – факторами, сдерживающими рост производства метанолового топлива и производных в России, являются:
- необходимость поддержания приемлемых для производителей цен на внутреннем рынке;
- сложности со сбытом продукции;
- необходимость постоянно поддерживать крупную загрузку мощностей по производству метанола иили МТБЭ;
- отсутствие отлаженных схем и коридоров для активизации ВЭД российских производителей в данной сфере.
Как показывает практика, на спотовых рынках Европы и стран ЮВА цены на метанол существенно выше, чем внутренние российские цены, да и спрос на продукцию довольно высок. Но слабая логистика, отчасти проблемы с выполнением экологических требований ряда стран и незначительная на фоне – скажем – американских производителей вовлеченность российских компаний в совместное производство метанола на территории других стран пока не позволяют расширить долю России на данном рынке свыше 10-12% мирового объема. Хотя все предпосылки для значительного увеличения доли на этом очень перспективном рынке у российского бизнеса имеются в наличии.
Как показывают исследования (и реальная динамика подтверждает эти выкладки), потребность в метаноле на энергетическом и газохимическом рынках будет стабильно расти. Недавно появившиеся и обкатывающиеся нынче технологии позволят производить все более глубокую переработку метанола. Уже в самом скором времени откроются новые ниши для этого продукта, и здесь важно не упустить время.
Теперь непосредственно по теме обращения – к идее создания припортового «метанолового» комплекса. Припортовые зоны, как показывают расчеты, являются оптимальным вариантом для создания новых мощностей в данной сфере. Припортовые заводы позволяют не только значительно удешевить и упростить транспортировку метанола и производных, но и делают такого рода производства более гибкими в выборе заказчиков и партнеров, а также – в итоге - открывают доступ в глобальный «метанольный клуб экспортеров».
По мнению эксперта по метаноловой экономике Дениса К. из литовской Клайпеды такой проект России определенно нужен. Страны Прибалтики, испытывающие сейчас дефицит энергоресурсов, также могли бы присмотреться к такого рода возможностям. А вот где, в каком именно месте следует оборудовать метаноловый "хаб" (возможно, совмещая станцию и и крупный завод), это уже предмет обсуждения бизнеса, экспертов, экологов и соответствующих учреждений.
Источник: https://vladmadrid.ru/
|