Рельсы – это особые стальные балки специализированного сечения, помещаемые на шпалах или иных опорах для формирования путей, по которым, впоследствии, будет передвигаться подвижной железнодорожный состав. Такие приспособления используют для создания транспортного канала не только для «гражданских» поездов, но и для специализированной техники, перемещающейся по территории шахт, карьеров, забоев и пр. Кроме того, с помощью подобной конструкции осуществляет передвижение и большая часть классического кранового оборудования. В этой статье мы расскажем о том, что такое дефекты рельсов, а также подробно разберем способы определения неисправностей в подобных видах стальных построений.
Почему рельсы выходят из строя
Рельсы – это основной элемент верхнего железнодорожного пути. Естественно, что к подобным конструкциям выдвигаются особые требования в плане высокой надежности и действительно больших прочностных характеристик. Однако, как и любые другие виды сложных установок, транспортные каналы для подвижных составов, подвергаются повышенному износу по мере истечения срока безопасной эксплуатации. Вследствие такого положения дел, специалистами была разработана классификация дефектов рельсов https://promputsnab.ru/poleznoe/zheleznaya_doroga/265-defekty-relsov-klassifikaciya-kody-vidy-gruppy-i-instrukciya-po-defektnosti-zheleznodorozhnyh-putey.html, позволяющая установить не только причины будущей или предыдущей поломки, но и заблаговременно обезопасить часть транспортного полотна от каких-либо негативных последствий.
Как уже говорилось ранее, рельсы, изготавливаемые из углеродистой стали, подвергаются повышенному износу на всем протяжении эксплуатационного периода. В процессе использования, конструкция теряет свои качественные характеристики вследствие самого движения подвижных составов, также из-за каких-либо погодных условий, климатических факторов и прочих видов негативных влияний. На вопрос о том, почему происходит излом рельса, существует 6 различных ответов:
- несоответствие укладочных материалов стандартным эксплуатационным условиям;
- нарушения, выявленные в момент проведения монтажных работ по укладке линии;
- некачественное и несвоевременное проведение обслуживающих мероприятий;
- систематическое снижение контактно-усталочной прочности;
- температурные, климатические и прочие погодные или природные воздействия.
Естественно, что основной причиной, по которой железнодорожные рельсы выходят из строя, является регулярное движение перемещающихся подвижных составов.
Как определить дефект у железнодорожных путей
Основной способ, помогающий найти изъяны у различных элементов железнодорожного транспортного канала, заключается в использовании ультразвукового оборудования. Дефектоскопирование – так называется процесс поиска дефектов рельсов, позволяет специалистам выявить все присутствующие в конструкции несоответствия техническим нормам, эксплуатационным стандартам и государственным регламентам. В числе преимуществ основного, ультразвукового метода поиска изъянов на железнодорожных путях:
- возможность проведения неразрушающей инспекции;
- отсутствие каких-либо следов после проведенной проверки;
- позволяет получить максимально достоверную информацию;
- позволяет дешево и быстро исследовать участок железнодорожных путей;
- может проводиться без оглядки на погодные и климатические условия;
- дает возможность выявления даже самых небольших дефектов.
С помощью ультразвукового дефектоскопирования можно определять самые разные виды дефектов рельсов. В соответствии с государственными стандартами, двутавровые профили проходят подобную проверку, как минимум несколько раз: после заводского выпуска, в момент укладки на колею, а также в снятом состоянии, на территории железнодорожной мастерской.
Где располагаются дефекты у рельсов
Как уже говорилось ранее, специалистами в области железнодорожной транспортной промышленности была разработанная классификация основных дефектов рельсов, а также составлен список классических мест появления всевозможных эксплуатационных изъянов.
- Сложные прогрессирующие трещины – появляются ввиду начала процессов расслоения верхних частей балок. Как правило, подобные пробои идут в верхнюю или нижнюю часть рельсы, до тех пор, пока их расположение не получит перпендикуляр к общей оси металлической конструкции.
- Горизонтальное и вертикальное расслоение. Пробои появляются внутри головки металлоконструкции, как правило, на расстоянии более 6мм от поверхности верхней наружной части.
- Выкрашивание металла, которое, как правило, фиксируется на верхней части поверхности, предназначенной для катания подвижных составов. Вследствие такого изъяна поверхность рельса расплющивается по плоскости пролегания колесной пары.
- Усадочные раковины – вид расслоения, возникающего вследствие неплотного соединения стенок металлоконструкции в момент завершения процесса обкатки.
- Расслоение шейки – неисправность, появляющаяся на концах балок, и пролегающее от начала болтовых соединений.
- Отделение головки от шейки – как правило, появляется вследствие чрезвычайных коррозионных воздействий, на рельсах, укладываемых на местах переездов.
- Свежие поперечные изломы – пробои, возникающие внезапно, вследствие изменений в температурном режиме, или от резкого механического удара.
- Дугообразные изломы подошвы – неисправности, появляющиеся вследствие проведения холодной плавки металлопрокатных конструкций.
В число основных дефектов рельсов также входят влажные трещины, волнообразные износы, сплывы металла головки, местные искривления, а также неисправности, называемые «седловинами».
Опасные дефекты у железнодорожных рельсов
Особо опасные дефекты рельсов, как правило, появляются в результате систематического контакта конструкции с колесами, монтированными на подвижном составе. Малая площадь поверхности балок получает чрезвычайные нагрузки, в результате которых образуются всевозможные сколы, а также другие изъяны, объясняемые «усталостью» металла.
К числу особо опасных дефектов рельсов относятся закаты, волосовины, а также подобные виды производственного брака. Такие изъяны появляются в результате нарушения процессов выпуска металлических профилей, допускаемые на соответствующих прокатных фабриках и крупных заводах.
Капитальный ремонт железной дороги – все процессы. Путейцы. Монтер пути |T| Фильм о ПМС-54
7 мая 2020 г. Terenich
Капитальный ремонт железной дороги – все процессы. Путейцы. Монтер пути |T| Фильм о ПМС-54
Когда-то давно мы сняли фильм о мужчинах и женщинах – путейцах, монтерах пути и других железнодорожниках, ремонтирующих железнодорожное полотно, – работниках ПМС-54.
Этот фильм показывает все процессы ремонта железнодорожного полотна от начала и до конца, как пособие по смене шпалы.
Рельсы заряжены по полной, там не ступала нога путейца
Самый совершенный бронепоезд СССР второй мировой.
|