Оригинал Степан Сулакшин , «Дневник Сулакшина» – sulakshin.ru 18.02.2014 14:47
Если к аналитике относиться не как к некоей религии или предмету для светских разговоров, то аналитика – это деятельность по реконструкции неизвестной информации, исходя из известной с помощью ее преобразования. Это формула практически тождественна научной деятельности, что определяет весьма строгую специфику метода. Есть еще одно важное контекстное теме замечание. Информация в данном контексте это не просто сведения, данные и содержание, а это мотивирующие на деятельность знания.
Есть еще одно важное контекстное теме замечание. Информация в данном контексте это не просто сведения, данные и содержание, а это мотивирующие на деятельность знания. Активный деятельностный подход здесь является принципиально важным, потому что речь идет о рекомендациях для государственного управления. Объект аналитики — это сложная социальная система, и соответственно даже не междисциплинарный, а многодисциплинарный подход абсолютно обязателен.
Но реалии таковы, что в современном консультационно-экспертном пространстве, участвующем в принятии решений государственного управления, в силу всем известных современных причин доминирует коммерческий, экономоподобный подход, что является неправильным. Потому что эффективность консультирования и выработки решений зависит от адекватности, научной обеспеченности и многодисциплинарного синтеза. Существует несколько вызовов в современной российской аналитике (рис.1).
Рис.1. Проблемы обеспечения качества аналитики
Зачастую мнение подменяет достоверно-истинную, но не всегда комплементарную рекомендацию. Для того же, чтобы новая информация была содержательно-эффективной, а деятельность государственной власти научно-обеспеченной, эффективной, результативной, необходим иной подход в рамках второй формулы (рис.2), но он требует две вещи. Это знание критерия или цели заказчика — власти, а именно, развитие и безопасность, и обязательно модели, на основании которой могут быть выработаны рекомендации.
Рис.2. Два подхода в аналитике
Отсюда вытекает очевидный набор угроз и условий для обеспечения качества национальной аналитики. Необходим критерий целевого многодисциплинарного подхода и моделирования. Сервильность к власти, политико-психологический эффект — это угроза эффективности аналитического механизма, как и идеологический догматизм.
Родилось современное явление, которое последовало за развитием технологии информационного противоборства, информационных войн — так называемое когнитивное оружие. Внедряется ложная модель, целевым образом тиражируется, в том числе, и в экспертных, и даже студенческих головах, и на этом основании, строится государственная политика, ведущая не к успешности, а к неуспешности государства.
Аналитика сродни научной деятельности, а эта деятельность характеризуется так называемой двумерной потенциальной картиной. С одной стороны, нужен когнитивный потенциал как познавательная способность перейти от эмпирики первичных данных к их обобщению, пониманию, построению модели. Это дает возможность через прикладные инструменты сформировать рекомендации и, таким образом, развить второй рекомендательный потенциал этой деятельности.(Рис.3).
Рис.3. Двупотенциальная модель научной и аналитической деятельности
Строги методологические требования, которые заставляют специальным образом относиться к таким обычным, казалось бы, на первый взгляд, вещам, как, например, факт. Факт не всегда факт. Иногда это ошибочное измерение или это специфически запущенная дезинформация.
Рис.4. Специфическое отношение к информации
Количество информации — это не только вал, но это и специфические временные и пространственные распределения и типы информации. сложной социальной системы. Очень важный, практически неиспользуемый или редко используемый инструментарий — количественные экспертные оценки.
Агентство национальной безопасности Штатов имеет такую экспертную сеть, и это мощный интеллектуальный инструмент. Россия, по крайней мере, наша научно-экспертная группировка, такую сеть тоже оперирует, и результаты получаются даже более интересные, чем в известном эффекте «сто первой обезьяны», ибо аналитики — это все-таки не обезьяны. Моделей как класса не слишком много. Хорошо, если она вычислимая, но она может быть статистическая, в виде так называемого «черного ящика. Преобразование информации тоже требует методологического внимания.
Структуралистский, например, подход, как наличие мгновенных распределений характеристик некого предмета, объекта, явления или процесса, это кроме прогностического потенциала еще и способ управления будущим, управления развитием. При этом динамический подход, обычный экстраполяционный не позволяет управлять, он позволяет лишь прогнозировать. Важный момент, как мнение, которое я покритиковал, может в процедурах сетевого интеллекта превращаться в научную истину.
В мире таким инструментом пользуются, в России, к сожалению, редко, но он дает возможность количественного, подчеркиваю, в отличие от обычного традиционного, форсайта, который позволяет не только верифицировать модели, но и конструировать будущее. Наиболее интересно и удивительно — даже прогнозировать прошлое (бэксайт), что необходимо для построения верифицированных достоверных моделей.
Приведем несколько примеров описанной методологии работы с первичной информацией, имеющей отношение к управлению развитием и безопасностью страны.
*
1. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Компаративный анализ финансово-экономических соотношений для нашей национальной экономики и сопоставимых стран мира, которые показывают аномальность принятия решений, существующих уже десятки лет.
*
2. УТРАТА ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРИНИТЕТА СТРАНЫ
Анализ позволяет видеть высокую степень смыслового и управленческого дисбаланса, поясняющего почему результаты развития России в основном носят деградационный характер. Это противоположная технологиям борьбы с финансовым кризисом, с инфляцией деятельность Центрального банка России. Это демонетизация экономики страны
на триллионы долларов суверенной денежной массы в финансовом обороте, которая выдавливает российскую, казалось бы, суверенную, промышленность, в том числе бизнес, в кредитование в политически несуверенном зарубежном финансовом секторе.
Доля иностранного капитала в отраслях. Импорт продовольственных товарных ресурсов, товарных ресурсов тяжелой промышленности, медицинских и товаров массового потребления, в частности, персональные компьютеры.
Динамика показывает, что несуверенный целевой характер национальной экономики и структуры экспорта и импорта неуклонно и системно растет.
*
3. ПРИМЕРЫ ВЫЧИСЛИМЫХ ПАРАМЕТРОВ
Примеры вычислимых параметров, которыми обязан руководствоваться аналитик и государственный управленец. К такого рода параметрам относятся индексы развития, такие как известные: конкурентоспособности, развития человеческого потенциала и др. Вопрос о диверсификации национальной экономики и промышленности или, наоборот, сырьевизации верифицируется на базе так называемых спектров ВВП по выпуску, по инвестициям, по занятости, по фонду заработной платы и так далее.
Рис.5. Ширина спектра выпуска и инвестиций, объясняющая сырьевизацию экономики
Почему сужается спектр выпуска, поджимается к сырьевому состоянию? Да потому что в него так же переливаются инвестиции.
При этом власти заявляют, что государственную часть в инвестировании нужно сокращать. Но кризис 2008 года показывает, что увеличение госрасходов мгновенно привело к эффекту, оздоравливающему структуру российской экономики. Как же аналитик может это не учитывать и не рекомендовать государственному лицу?
*
4. УСПЕШНОСТЬ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Еще важнейший, вводимый нами в научный оборот, в аналитическое пространство — показатель, который мы назвали «Индекс успешности страны». Здесь нет ни одной опросной позиции. Это официальные данные, взятые из Росстата, чуть-чуть преобразованные по критерию «плохо–хорошо»: рост смертности — это плохо, рост рождаемости — это хорошо. Финансовые, гуманитарные, демографические, экономические и иные показатели. Черная кривая выше нормированной границы «1» — это улучшение развития, успешное развитие страны. А это ведь главный критерий для нации и руководства страны. Ниже границы «1» — это ухудшение.
То есть главный вопрос, который мы все задаем, и руководители страны акцентируют — мы должны успешно развиваться. Но как мы развивались в историческом окне «1980 год — современность»? Советский Союз развивался успешно, с точностью до года прихода Горбачева и его перестройки, потом эта успешность пошла вниз. С точностью до квартала страна из полупространства успешности перешла в отрицательную область в 1991 году, когда бы сменена модель страны. С тех пор развитие идет в области неуспешности.
Рис.6. Успешность развития стран мира и России
Причина неуспешности России в негодной модели страны. Понимая модель страны как аналитический инструмент, связывающий управленческие решения (факторы) с итогами развития (результаты).
Рис. 7. Модель страны позволяет понять факторные причины ее деградации и выработать рекомендации по успешному управлению
***
Возможность изменить траекторию развития страны абсолютно рациональна, материальна и в руках аналитика и государственного управленца. Кроме того, необходимой специфической многодисциплинарной квалификации аналитика в стране не учат ни на одном факультете, ни на одном курсе. Реальные национальные think tanks, фабрики мысли зачастую ограничены светской беседой, либо работают на внедренных моделях, которые следует квалифицировать как диверсионный тип управления, что ведет страну в тотальную деградацию.
Поэтому вопросы о подготовке кадров, создании национального think tank и его включенности в механизмы принятия решений с открытой, патриотической политической волей помочь тем инициативам, которые Президент России в последнее время выдвигает по оздоровлению страны, нужно ставить и решать. Консолидирующееся аналитическое сообщество обязано эти вопросы поставить и добиться их решения.
Доклад представлен на первой всероссийской научно-практической конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы» в РАНХиГС 12 декабря 2013г.
1. С.С.Сулакшин. Наука, научность, практика. М., Научный эксперт, 2009. с. 207
2. С.С.Сулакшин. Теория и феноменология успешности сложной социальной системы. М.. Научный эксперт, 2013 . С.227
Источник http://rusrand.ru/docconf/analitika-kak-metod-i-gosudarstvennoe-upravlenie
|