Читаю в сети футуристические рассказы, где был, и что делал Президент Путин В.В. Куда он пропал и чем был занят. Исходя из рассказов разных "гадалок", можно сделать вывод, что Путин был везде и нигде, он принял все возможные стратегические решения, и в то же время ни делал ничего.
Чтобы понять как устроен день реального руководителя, приведу для сравнения один усредненный день руководителя крупного предприятия реально занимающегося производством, с реальными 10 тыс. работников, которые осуществляют свою реальную производственную деятельность в реальных 2-х субъектах федерации, реально добывая/создавая продукт и выплачивающего реальную зарплату и налоги. Опишу события одного дня из жизни. Не судите строго, это усредненный день, но он взят из реальной жизни. Возможно кто-то, сидя на диване, в кафе, в скучающем офисе с планшетом, поймет, что реальное бремя руководителя, реально занимающегося производством, бремя тяжелое. Пример взят из жизни предприятия, системно занятого инвестициями в производство.
7:00 выезд в офис.
7:30 – прием доклада о ситуации. Руководитель управления (ситуационный центр), круглосуточно координирующего всю оперативную деятельность основных производственных подразделений, докладывает текущую ситуацию за сутки. В четко отлаженной системе производства, доклад занимает до 20-25 минут. Учитывая, что система создана/осознана руководителем и отлажена годами, всем происходящим процессам дается краткая характеристика и делается прогноз событий на короткую, среднюю и длительную перспективу. Руководитель дает оценку событиям и руководителям/специалистам принявшим в них участие, дает распоряжение на поддержание, изменение, корректировку результатов создания/добычи продукта. Рассматриваемые аспекты – производство, инфраструктура, трудовые ресурсы, транспорт, связь, матобеспечение, экология. В это же время руководитель оценивает текущую ситуацию в информационной системе предприятия, где отражены все основные показатели.
7:45 – 7:55 в это время, пока идет доклад, секретарь обзванивает заместителей руководителя и начальников управлений, делает список на прием в течение дня.
7:55 – секретарь представляет список записавшихся на прием, список именинников и уточняет, есть ли изменения в графике назначенных на день мероприятий.
8:00 – прием заместителей. Первым идет главный инженер. Далее по значимости – заместители по развитию /направлению, по матобеспечению и транспорту (общие вопросы), по экономике и финансам, по общественным связям. Обратите внимание, экономика и финансы не являются приоритетом, они инструмент развития. На приеме работает принцип «одной ручки». Руководитель слушает доклад и принимает решение о согласовании/несогласовании. В основе принятия решений лежат регламенты предприятия и фактическое состояние дел отраженное в информационной системе предприятия. Структура доклада – производственная (иная) программа (согласованная на год и разбитая по квартально) + календарный план (развитие/строительство/ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры )+ финансовый план (согласованный бюджет службы на данный месяц/квартал). Если все по плану, то руководитель своей подписью (согласовано) визирует процесс организации и финансирования очередного этапа. Визирование договоров происходит при наличии в листе согласований подписей всех кураторов. Но даже это не является основанием для подписи. Окончательное решение за руководителем. Если его что-то смущает, весь процесс согласуется с самого начала. Основное мнение – риски, которые видят кураторы + заключение службы безопасности об отсутствии «заинтересованности» курирующих служб. Если риски превышают «аппетит предприятия на риск», либо усматривается «интерес» кураторов, то у вошедшего с таким договором заместителя возникают, мягко говоря, проблемы. Если предложение согласовано руководителем, то начинается процесс реализации. Здесь главное иметь талант организатора/контролера/ревизора/коммуникатора, так как все эти навыки присутствуют у руководителя, и он оценит процесс через призму своего таланта.
8:50 – личное поздравление иногородних именинников по телефону. В особых случаях, руководитель лично зайдет в кабинет того, кто по его мнению удостоился уважения своим отношением к работе. Это очень почетно, и особо ценится в коллективе управления.
9:00 – первое рабочее совещание. Оно всегда посвящено производственному циклу/программам/проектам. Во главе руководитель. Главный инженер по правую руку. Он отвечает за всю представленную информацию, он обязан этой информацией обладать, оперировать, знать глубину процесса. Обычные участники – проектный институт осуществляющий разработку проекта/НИОКР/сопровождение проекта, службы по направлению деятельности проекта, инвестиционные и маркетинговые службы, подразделения и службы обеспечения реализации проекта, матобеспечения, экономика и финансы. Каждый должен обладать знанием материала/проекта/проблемы. Каждый должен знать свой маневр в данном проекте и четко обеспечивать его исполнение. Если «зависнешь», то будет не только стыдно, но могут «снять шкурку».
10:00 – перерыв, время кратких звонков к/от власти. Формулировки в общении должны быть просты и понятны и учитывать специфику органа власти. Обычно руководитель общается только с первыми лицами в регионе (губернатор, руководитель федеральной структуры и т.д.). Для остальных чиновников есть принцип «одного окна» в лице заместителя по общественным связям.
10:15 – второе рабочее совещание. Обычно оно посвящено организации процессов обеспечения производства/технологиям/деятельности структурных подразделений. Принцип ведения тот же. Только докладывает либо заместитель по направлению, либо руководитель структурного подразделения. Знание материала должно быть максимально глубоким, ввиду того, что руководитель дает оценку исходя из всех процессов/программ/ситуаций/планов. Не беда если ты не знаешь неких специфичных вопросов не из твоей области. Для этого присутствуют специалисты. Беда, если у тебя с ними не произошло коммуникации при наличии пограничных с их областью вопросов. За это руководитель «снимет шкурку».
11:15 – перерыв, время кратких звонков по телефону. Обычно это время общения с руководителями удаленных структурных подразделений. Кроме этого, руководитель вновь соотносит информацию с информационной системой. Учет и контроль постоянный. «На то и щука, чтоб карась не дремал».
11:30 – третье рабочее совещание. Это либо продолжение первых двух, либо вопросы экономики и финансов. Это может быть бюджетный комитет или инвестиционный комитет. Все зависит от ранее принятых решений и календаря событий. Принцип то же, что и в первых двух. В вопросах исполнения бюджета и инвестпрограмм есть четкое правило – исполняй календарный план программы. Если твоя программа утверждена (обычно окончательная защита в ноябре предыдущего года), то будь добр организуй исполнение и финансирование в соответствии с графиком. Отсутствие системной работы приводит к незапланированному отвлечению финансовых средств. Финансисты крайне негативно реагируют на срыв сроков. Все деньги учтены, они то же работают, они распределены не только по месяцам, они распределены по неделям и дням. Не уложился в срок, руководитель «снимет шкурку». В информационной системе предприятия, в режиме он-лайн, куратор и руководитель видят весь бюджет и его исполнение. «Спрятаться» за обстоятельства не возможно.
12:30 – 13:15 работа с документами поступившими с утра, время кратких звонков по телефону, прием тех, кого не успел принять с утра. Документов достаточно много. Их необходимо изучить, правильно отписать, поставить сроки исполнения или контроля. Процесс системный и безостановочный. Нужно иметь хорошую память на даты, цифры, события. Расписанную корреспонденцию, секретарь ставит на контроль по датам. Если куратор вдруг «забудет» с него «снимут шкурку».
13:15 – 13:45 обед.
13:45 – время личных звонков. Это личное время и секретарь ни кого не пустит к шефу, не соединит по телефону, не войдет в кабинет. Это личное время… всего 15 минут.
14:00 – 16:00 работа с заместителями и руководителями подразделений по направлениям деятельности, рабочие звонки. Выезд на объекты, для личного контроля реализации крупных инвестпроектов. Работа с местными органами власти (мэр, депутаты). PR, согласование материалов, статей, личного участия в мероприятиях, изучение социологии производства, политика явная и скрытая. В это время происходит увязка развития производства с политикой в регионах деятельности. Учитывая, что благотворительные проекты оцениваются в стоимостном выражении более 200 млн. рублей в год, а принцип – «не давай денег в руки чиновников» заставляет последних пытаться договориться закрыть «социальные дыры» привлекая финансы благотворителей, руководитель выстраивает политику отношений с властью, оперируя цифрами добрых дел. Данная политика минимизирует попытки выдавить из предприятия финансирование «личных интересов чиновников».
16:00 – 18:00 работа с документами поступившими во второй половине дня. Как видите, это рутина, от которой ни куда не спрятаться, не скрыться. Это письма деловых партнеров, проекты договоров, курирующих министерств и ведомств, обращения работников, проекты регламентов, согласование ранее принятых решений, письма местных органов власти вечно просящих деньги, обращения ветеранов и пенсионеров, социальных учреждений, религиозных конфессий и «профессиональных просителей денег». Не смотря на то, что почта фильтруется отделом документообеспечения, масса документов попадающая на стол руководителю для его личного распределения, очень внушительная. Это рутина, и ее необходимо терпеливо исполнять.
18:00 перерыв. Время личных бесед с заместителями, приближенными или интересными людьми, неформальные беседы, политика, хобби, обзор новостей. Самое лучшее время решить застарелые проблемы, время покаяния «проштрафившихся», время решения личных проблем просителей.
18:30 – 19:00 ужин.
19:00 – 20:00 второй прием заместителей и руководителями подразделений по направлениям деятельности. Корректировка событий следующего дня. Назначение совещаний, встреч, выездов, звонков. Выдача рекомендаций. Самый сложный отрезок времени руководителя. Весь прошедший день может быть испорчен плохим известием, и тогда испорченное настроение может быть перенесено в семью. Правильный секретарь, обеспечит допуск к руководителю только тех, кто способен сохранить положительный тонус. Это уже искусство секретаря. Он знает кого и почему допустит «к телу». Он точно знает настроение шефа и может сгладить неурядицы дня, запустив к руководителю того, кто «погасит негатив», взбодрит руководителя хорошей новостью или результатом. Ведь руководитель то же человек. Ему то же нужны положительные эмоции, ему то же необходим, пусть и короткий, но отдых с семьей. Пусть день будет закончен на положительной эмоции. Жаль, что это происходит не всегда…
20:00 – выезд домой к семье.
Как видите, личного времени у реального руководителя катастрофически мало. Он реальный «раб на галерах». На нем лежит ответственность за все предприятие, за все 10 000 работников, за грамотное развитие, за получение прибыли и ее грамотное распределение, чтобы предприятие жило и уверенно смотрело на годы вперед. Это не «купи-продай». Это производство, это ежедневное созидание нового. На руководителе лежит груз ответственности за принятые решения. Именно этот груз самый тяжелый. Он может либо утопить все предприятие и привести к непредсказуемым последствиям, либо приведет к процветанию и стабильности. Именно это делает руководителя ЛИДЕРОМ. А теперь переложите все это в геометрической прогрессии на ЛИДЕРА государства. И как говорится, почувствуйте разницу.
P.S. Крайне неприятно наблюдать, как отечественный синематограф искажает роль руководителя и простого рабочего. Все же старое советское кино раскрывало суть профессии и формировало хорошее отношение к профессии. Сейчас с экрана льется сплошная «креативная, бесполая, безмозглая картинка». Отсутствует глубина. Поколение выросшее на этих фильмах имеет извращенное понятие, полностью оторванное от сути и жизни. Потому и рождаются фейки, которые плотно садятся на «подготовленную почву» креативного поколения и дают свои бредовые, асоциальные всходы. Где был и что делал Путин? Да делом он занимался, делал то, что он умеет делать, как ЛИДЕР.
|