khazin.livejournal.com 01.07.2016 16:54
Об очередном увеличении с 1-го июля тарифов ЖКХ
Специфика современного законодательного процесса в России состоит в том, что Государственная дума не обладает ни финансовым, ни организационно-административным ресурсом для того, чтобы самостоятельно писать законы. Это радикально отличает нынешнюю ситуацию от той, которая сложилась на заре работы парламента в начале 90-х, когда депутаты самостоятельно создавали и лоббировали законы. Кто этим занимается сегодня? Специально созданные коллективы, которые сидят в различных экспертных группах. Самые известные из них – Высшая школа экономики, Институт Гайдара и ряд частных структур, с помощью которых, собственно, крупные корпорации и пишут под себя нужные законы. Они финансируют их написание и лоббируют их продвижение. То есть, на самом деле, законы у нас пишут люди, которые занимаются коммерческой деятельностью. К чему это приводит? Классический пример – ситуация с ежегодным индексированием тарифов ЖКХ. Напомню, что в 1998 году кризис остановили прежде всего благодаря заморозке тарифов естественных монополий. Сейчас же ситуация прямо противоположная: зарплаты и пенсии заморозили, то есть снизили внутренний спрос и, как следствие, ВВП, зато тарифы ЖКХ подняли. То есть в кризис у людей стали отбирать больше денег. Это, пожалуй, самый отвратительный пример безграничной власти финансовых корпораций. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо сначала изменить саму модель построения законотворческого процесса...
В то же время происходит обнищание населения.
rbc.ru/economics/29/06/2016/57729c029a7947678f544017 30 июня 2016
С начала 2016 года количество плохих кредитов с неплатежами более 90 дней увеличилось на 695 тыс. и составило более 10,2 млн, сообщило 22 июня Объединенное кредитное бюро (ОКБ). По итогам мая стоимость плохих кредитов ОКБ оценило в 1,2 трлн руб., или 13,4% от общего объема ссудной задолженности (к концу мая на руках у российских заемщиков находилось 75 млн открытых кредитов с общей суммой долга 9,1 трлн руб.). Быстрее всего увеличивается доля просроченных кредитов в сегменте ипотечного кредитования: с начала года объем просроченной задолженности по ипотеке вырос на 17%, до 155 млрд руб. (4,5% от общего объема ссудного долга по ипотеке).
Июльское повышение: какими будут новые тарифы ЖКХ
ria.ru/economy/20160701/1455592496.html
(01.07.2016, 09:10)
Наталья Дембинская
С 1 июля жителей России ждет неприятный сюрприз: тарифы ЖКХ в среднем по стране вырастут на 4%. Правда, власти пообещали, что льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг сохранятся в полном объеме. В прошлом году на эти цели из бюджета потратили 300 млрд рублей.
Тем, у кого льгот нет, придется платить больше. Рост тарифов затронет все основные виды жилищно-коммунальных услуг — электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, теплоэнергию и газ. Больше всего подорожает электроэнергия – на 11-15%, — и ее учет будет многотарифным. За тепло придется платить на 8,1% больше. Холодная вода подорожает на 7%, горячая – на 7,8%. Минимальной будет индексация тарифов на газ – 2%.
Каждый регион вправе самостоятельно устанавливать тарифы, но в заданных пределах. Наибольшим повышение будет в Москве (7,5%) и Санкт-Петербурге (6,5%), наименьшим — на Кавказе и в Алтайском крае (3-4 %).
"В ряде регионов экономически обоснованно большее увеличение цен, а где-то тарифы не вырастут, так как в предыдущие годы сделаны инвестиции, и потребности в увеличении платы нет", — пояснил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.
Ниже уровня инфляции
В Минстрое отмечают: среднее увеличение тарифов ниже уровня инфляции. В мае уровень годовой инфляции превысил 7%. По итогам 2016 года Минэкономразвития ожидает ее замедления до 5,9%. В ведомстве говорят, что рост экономики страны по итогам года будет нулевым, но уровень инфляции вызывает "наибольший оптимизм".
"В прошлом году инфляция составила 15,6%, а рост тарифов ЖКХ был ограничен уровнем 8,3%", — отметил Андрей Чибис.
В министерстве обратили внимание и на то, что сейчас в сфере ЖКХ происходят активные изменения — изношенная коммунальная инфраструктура модернизируется, что поднимает качество услуг.
22 миллиона бедных
Но число платежеспособных россиян стремительно сокращается. По официальным данным Росстата за первый квартал 2016 года, в России 22,7 млн бедных, а это 15,7% населения страны. К бедным власти относят лишь тех россиян, чей доход ниже прожиточного минимума. Сейчас это 9776 рублей в месяц. Реальные доходы населения по итогам 2015 года упали на 6,3%, средняя зарплата составила менее 21,5 тысячи рублей. В 2016 году, по прогнозу Минэкономразвития, и доходы, и зарплаты россиян продолжат падать.
Покупательская активность россиян достигла исторического минимума. Аналитики Nielsen подсчитали: по итогам первого квартала 2016 года доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи, в числе которых и жилищно-коммунальные услуги, упала до рекордных 82%. В кризис 2009 года эта доля составляла 93-96%.
Так или иначе, стоимость услуг ЖКХ продолжит расти. Ограничение на рост тарифов жилищно-коммунальных услуг государство ввело в 2014 году. Превышение должно быть согласовано с органами местного самоуправления, а стоимость коммунальных услуг — расти медленнее инфляции. По прогнозам АКОН (Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость), в 2019 году средняя стоимость жилищно-коммунального обслуживания в России составит чуть менее 3000 рублей с человека в месяц. Для сравнения: в 2014 году она была чуть больше 2000 рублей с человека.
Кусок с барского стола
Независимые эксперты уверены: о 6-процентной инфляции к концу года не может быть и речи, 4-процентное ограничение совокупного роста тарифов останется на бумаге.
"Мой прогноз: инфляция по итогам 2016 года составит не менее 7%. А рост тарифов ЖКХ в целом по стране будет существенно выше – около 10%", — говорит профессор, заместитель директора Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством факультета экономики недвижимости РАНХиГС Евгений Блех. Он указал и на то, что тарифы устанавливают в любом случае региональные администрации. "Кто из них окажется самым наглым — тот и попадется", — считает экономист.
Сопредседатель общественного движения "Жилищная солидарность" Дмитрий Катаев назвал ограничение в 4% "кусочком с барского стола", за которое мы все должны "сказать спасибо". Он считает, что с учетом уровня инфляции реальное повышение тарифов ЖКХ должно быть на уровне 7%.
Плата за капремонт
Отдельная статья расходов – капремонт. Не исключено, что в перспективе за него будут платить не только собственники жилья, но и социальные наниматели. Как сообщила РИА Новости депутат Госдумы Галина Хованская, утвержден приказ Минстроя, в котором есть рекомендации по размеру оплаты за социальный наем жилья. "То есть собственник перекладывает свои обязанности на социального нанимателя", — сказала она. Это незаконно, добавила Галина Хованская, отметив, что обратилась по этому поводу к премьеру Дмитрию Медведеву.
При этом регулируемый рост тарифов касается только коммунальных ресурсов – воды, электричества, тепла и газа. В Минстрое отметили, что цены на жилищные услуги, например содержание придомовой территории, текущий ремонт общего имущества и уборка подъездов, государственному регулированию не подлежат. Их устанавливают «управляющие компании» по согласованию с собственниками жилья.
Означает ли это, что управляющие компании будут устанавливать какие угодно тарифы? Не совсем. "Давно прошли времена, когда «управляющие компании» были относительно самостоятельными, сейчас они полностью зависят от региональной или муниципальной администрации, поэтому они на коротком поводке", — говорит Катаев. Он, впрочем, не исключает и такой вариант, что государству "хочется выглядеть прилично, а им (управляющим компаниям) сказать: окупайтесь как хотите".
"Если повышается стоимость материальных ресурсов – цемента, песка, воды, газа – всего, что закупают «управляющие компании», естественно, они перекладывают это на население. За все всегда платит потребитель", — Евгений Блех.
|