putnik1.livejournal.com 07.05.2017 17:27
"И сегодня мы иногда слышим различного рода призывы бороться, в том числе, и друг с другом. Не надо поддаваться на эти призывы. Давайте сохранять единство нашего народа поверх различий, а различий очень много. Мы многонациональный народ, и религии вроде как разные. Но мы должны сохранять единство поверх любых границ, помня, что внутри собственного народа не может быть победоносной войны", — сказал патриарх.
На самом деле, слова пожилого, умного человека, возглавляющего одну из самых влиятельных общественных организаций Российской Федерации, исполнены смысла куда более глубокого, чем кажется на первый взгляд, и я рад, что не написал по свежим следам, а дал мыслям отстояться…
Давайте вспомним для начала, чем отличается восстание от революции. В самом просто пальмовом виде это разжевано в ВИКИ, – но если совсем просто, то восстание есть всего лишь прорыв социального недовольства, если «высшие» слои чересчур уж перегибают палку по отношению к «низшим». Восстания, даже если побеждают, никогда не влекут за собой принципиальные перемены, максимум меняется кадровый состав «высших» и на какое-то время даются поблажки.
Революции – совсем иное. Они происходят тогда и только тогда, когда система полностью сгнила, не способна (да и не хочет) сама себя изменить и делает все, чтобы и далее гнить в стабильном уюте, не позволяя обществу развиваться. Тогда происходит взрыв, с громом и молниями, жестокая зачистка старых протухших кадров и резкое переустройство всей системы, с приходом к руководству политикой (а значит, экономикой) новых социальных слоев, способных вести общество вперед.
Далее два постулата. Во-первых, социальные революции есть реализация законов природы, преломленные в общественных отношениях (думаю, физики могут дать пояснения). Они не зависят от человеческого хотения или нехотения, они объективны. А во-вторых, коренной смысл всех социальных революций – социален. Обертка может быть самой разной, в цветах национальных или религиозных, но суть одна: изменение форм собственности, то есть, принципов присвоения прибыли.
А теперь третий постулат. Единственная альтернатива революции – эволюция. Когда у «высших» хватает ума и потенциала самим менять систему, от чего-то отказываясь, с кем-то делясь и понемногу стравливая пар. Как правило, так бывает, когда сильно обжигаются (вся история Англии после 1649 есть история постепенных реформ с отказом «высших» от своей исключительности, и Франции тоже, только болезненнее), но бывает и так, что нехороший пример соседей заставляет самых умных начать, не допрыгавшись.
Если же система настолько паразитарна, что не имеет никакого потенциала к самореформированию (как Бурбоны накануне 1789), а ума у нее хватает только на все более плотное закручивание вентилей плюс мантры про «необходимость единства» волка с барашком на том лишь основании, что оба живут в одном лесу (да еще и с попыткой молчать о социальном аспекте, сделав нажим на второстепенное, национальное или религиозное), тогда, сколько ни болбочи, взрыв неизбежен.
Может ли пожилой, умный, начитанный человек не понимать, что речь идет о законах природы? На мой взгляд, нет, не может. И значит, не может не понимать также, что обращаться с призывом сохранять стабильность к «низам"бессмысленно, как бессмысленно просить не падать камушек, страгивающий лавину. Взывать можно только к верхам, надеясь, что они еще не совсем протухли и прося их, пока не поздно, осознать происходящее, а осознав, поскорее, пока еще возможно, что-то менять.
Правда, как показывает вся История человечества, такие призывы обычно пропадают втуне: тухлятина цепляется за свой комфорт, пока не прилетает меткий жареный петух, – но всегда находятся люди, пытающиеся предупредить. Я, например, пытался, но, сорвав голос, перестал. А глава одной из самых влиятельных общественных организаций Российской Федерации еще, похоже, кричит. Разумеется, в лояльно обтекаемой, максимально иносказательной, поддающейся различным трактовкам форме, – но спасибо ему и за это.
|