ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ И СУВЕРЕНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
У нас принято считать, что страны Евросоюза и пр. проводят самоубийственную политику, подчиняя свой суверенитет американскому империализму и «стреляют себе в ногу», когда поддерживают санкции США против РФ и других государств за рамками «большой семерки». Ряд фактов подтверждают это, если смотреть на проблему с позиции признания суверенного государства спасением для человечества. Что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны - с позиции признания спасения мира в процессе обобществления? Тогда картина выглядит несколько иначе.
Что такое обобществление? Это понятие издавна используется в политэкономии. В переводе на немецкий, это – Vergesellschaftung, на английский - socialization/collectivization. Термин означает буквально: (1) процесс объединения отдельных социальных элементов, включения их в целостную систему (чистая технология, почти как искусственный интеллект, от которого не уйдешь!); (2) превращение индивидуального в коллективное, общественное, идущее, в конечном счете, на пользу индивидуальному (это уже реальное обобществление, на которое работает и пункт 1!). Дефиниции обобществления представлены в некоторых социологических теориях, как, вообще, становление человеческого общества.
С этой точки зрения «большая семерка» и связанные с ней страны представляют собой не просто сумму суверенных государств, но их сообщество, организованное на принципах иерархии суверенности, социально-экономической взаимозависимости, политической солидарности. Их экономики составляют вместе хозяйственный комплекс, сложившийся на основе взаимопроникновения передовых технологий, инвестиций, образования многонациональных корпораций под национальной вывеской, взаимного использования собственных природных ресурсов и совместной эксплуатации стран, не входящих в комплекс.
Упомянутое сообщество имеет такие подсистемы, как британское Содружество, представляющее собой рудимент былого могущества Британской империи, или Евросоюз, образовавшийся как региональное объединение западноевропейских стран в целях более эффективного экономического развития. Но эти подсистемы являются всего лишь филиалами системообразующего центра капиталистического мира – Соединенных Штатов Америки. Таким центром США стали после поражения во Второй мировой войне гитлеровской Германии и милитаристской Японии. План Маршалла и Бреттон-Вудское соглашение подчинили западноевропейские страны и Японию в экономическом и финансовом отношении Соединенным Штатам.
Разумеется, автономные связи государств комплекса с «чужими» странами (например, Германии и России) дают им определенные экономические выгоды, но эти выгоды не покрывают, в целом, преимущества развития внутри комплекса, раз уж капитализм считается ими лучшим из миров. Потому-то даже такие страны как Германия, Франция, Италия и Япония, не говоря уже о прочих, «стреляют себе в ногу» или, говоря иначе, стараются сохранить уровень обобществления жизни на капиталистической основе, достигнутый после Второй мировой войны.
Вообще-то, мировой процесс обобществления жизни, свободный от экономических, социально-политических, национальных, региональных и прочих капиталистических ограничений, был запущен ВОСР. Это был процесс, отличающийся от капиталистического обобществления, главным образом, тем, что с него были сняты частнособственнические путы. Они, собственно, и являются главным препятствием гармоничного развития мира и его управления инструментом мира и развития в лице ООН.
Теория и практика марксизма-ленинизма зиждется на оценке взаимовлияния процесса обобществления и классовой борьбы, ведущей, в конечном счете, к снятию частнособственнических пут с процесса обобществления. В этом взаимовлиянии проявляется определяющее, в конечном счете, воздействие экономики на политику, взаимодействие объективных и субъективных факторов истории.
Термина «обобществление» мы не встретим ни в Коммунистическом манифесте, ни в «библии» рабочего класса - «Капитале» К. Маркса. Основоположники научного коммунизма пользовались понятиями «кооперация» и «специализация» как начальными формами интеграции через разделение труда. Кооперация (сложение) трудовых усилий, дающих экономический эффект больше простой суммы индивидуальных усилий, осуществляется в конкретной, специализированной форме (плотницкий труд, труд каменщика, слесаря, маляра и т.д.). Посредством обмена осуществляются связи между производством и потреблением произведенных продуктов в обществе и самом производстве.
Кооперация и специализация обуславливают друг друга, порождая в историческом развитии капиталистическую мануфактуру, фабрику, государственный и мировой индустриальный комплекс. В процессе этого развития снижается удельный вес стихийности и повышается роль сознательного начала, технологии, науки, плана, регулирования экономики и т. д. Сегодня этот процесс принял форму интеграции (глобализации) на базе международного разделения труда. Он действует с неумолимостью естественного закона.
Диалектика взаимодействия между обобществлением и суверенизацией, примерно, такая же, что и между кооперацией и специализацией, глобализацией и разделением труда, интернационализмом и национализмом. Суверенитет – исходный рубеж процесса, ведущего к обобществлению. Чтобы пользоваться суверенитетом полной мерой, страна должна обладать соответствующими ресурсами, обеспечивающими ее самостоятельное существование в сонме других стран, располагающих отнюдь не равными ресурсами.
Что это за ресурсы? Экономическая и военная мощь, сопоставимая или превышающая мощь конкурентов, раз уж конкуренция является неизбежным спутником частнособственнических отношений. Капиталистическая конкуренция не может быть равноправной или неравноправной, справедливой или несправедливой, она действует по принципу естественного отбора в природе. В животном царстве естественный отбор рационален, в человеческом обществе – иррационален и аморален.
Правда, конкуренция преодолевает саму себя. Она ведет к монополии, а это уже движение в сторону обобществления на национально-государственной основе. Крупным корпорациям трудно сосуществовать в рамках одного государства, хотя они и не могут действовать без государственного регулирования и правового обеспечения. Опираясь на суверенную государственную власть, корпорации западных государств налаживают обмен капиталами между собой и используют совокупный капитал в качество орудия эксплуатации как менее могущественных стран своего объединения, так и «чужих» стран.
Но ведь конкуренция на международной арене ведет к тем же результатам, что и на национально-государственном уровне – к монополии высокоразвитых государств, уровень которой повышает их группировка под руководством системообразующего центра (СЦ). До раздробления советского геополитического пространства СССР играл роль СЦ социалистического содружества. Меры Советского руководства по преодолению натурального и мелкотоварного хозяйства, отказ от НЭПа ускорили переход от очаговой индустриализации дореволюционной России к мощному советскому индустриальному комплексу, надежно обеспечившему обороноспособность страны, двинувшему вперед техническое перевооружение различных отраслей экономики, в первую очередь сельского хозяйства. На первых порах происходило действительное выравнивание уровней экономического развития СССР и индустриального Запада.
После Второй мировой войны социализм упрочил свои позиции на мировой арене, особенно, после того как в итоге войны образовался социалистический лагерь из ряда восточноевропейских и азиатских государств, а также Кубы. Особое значение имело то, что на путь социалистического строительства встала самая многолюдная страна планеты - Китай. Процесс обобществления на социалистической основе вырвался за пределы отдельно взятой страны.
Но каким образом, Запад опередил в уровне обобществления социалистическое содружество, где, казалось бы, с этого процесса были сняты путы частнособственнических отношений? Дело в том, что высокий уровень обобществления определяет не столько национализация, сколько ресурсы, производственная культура, на выработку которой влияют экономические, исторические и геополитические факторы. И, в первую очередь, мирохозяйственные связи.
Национализация в нашей стране сократила сроки становления мощного социалистического индустриального комплекса. Однако и этот комплекс был всего лишь анклавом в мировом хозяйстве, которое регулируется в интересах крупнейших капиталистических корпораций и банков и мешает социализму выявить свою общественную природу, проявить свои преимущества в полном масштабе. Надо полагать, что если бы анклавом было не социалистическое, а капиталистическое хозяйство, то оно имело бы еще меньше шансов на выживание, а, может, не имело бы их вовсе.
С другой стороны, в результате крушения колониальных империй Великобритании и Франции, образования международного треста ведущих капиталистических держав при военно-политической гегемонии США, возросшей мощи транснационального капитала уровень обобществления капиталистической экономики значительно опередил уровень обобществления советского хозяйства. Поскольку в капиталистическом обществе царит фетишизм частной собственности, рывок Запада из тупика колониальной автаркии к новому уровню обобществления воспринимался сознанием зарубежных и советских обывателей как обретение капитализмом, частным предпринимательством и рыночным хозяйством «второго дыхания». В то же время основа социально-экономического прогресса – реальное обобществление связывалось с косностью, застоем и прочими характеристиками, навязываемыми буржуазной пропагандой социализму.
Как бы то ни было, СССР оказался не в состоянии сыграть роль системообразующего центра социалистического содружества и преобразовался в постсоветскую, ориентирующуюся на капитализм РФ. Но это уже был полководец без армии, обреченный играть подчиненную роль и позволить разрушать все достижения обобществления на социалистической основе, включая единый народнохозяйственный комплекс и административную федеративную структуру государства. Возникало впечатление, что всем государствам на Земле следует признать США, а не ООН системообразующим центром с целью достижения максимально возможной рационализации мировых социально-экономических отношений.
Но почему сегодня обобществление под руководством США заходит в тупик, происходит ослабление американской гегемонии? Потому что тот процесс реального обобществления, который запустила ВОСР, подхватили т.н. Восток и Юг. Уровень интеграции стран этих регионов еще сильно отстает от уровня Запада, но к этому все движется. Проводимая Россией СВО на Украине срывает попытки США обернуть вспять процесс реального обобществления на Востоке и Юге силой и обманом посредством т.н. расширения НАТО на Восток.
Конечно, обобществление на Востоке и Юге еще не является вполне реальным. Оно еще недостаточно подкреплено суверенизацией и модернизацией стран региона. Кроме того, реальное обобществление – это объективный процесс, обеспечивающий прогрессивное развитие всего человечества. Реальное обобществление не терпит национальной автаркии, идеологического противостояния, многополярности.
Обобществление лишено суверенитета, но лишь оно может разрешить основное противоречие капитализма, заключающееся в общественном характере труда и частной форме присвоения его результатов. Это противоречие лежит в основе всех процессов капиталистического мира и порождает ту самую звериную конкуренцию, вместо соревнования людей, народов и государств в общих интересах, включая интерес к сохранению жизни на Земле или ее продолжению во внеземном существовании.
Сколько личной, индивидуальной предприимчивости, энергии и страсти потребуется человечеству вложить в решение таких грандиозных космических задач экзистенционального характера! Насколько жалкой и ничтожной является сегодняшняя эгоистическая погоня частного предпринимателя за прибылью! Личная корысть вполне может быть побеждена служением мирового хозяйственного комплекса каждому человеку. Реальное обобществление способно решить все демографические и социальные проблемы, обострение которых стимулируется капитализмом с его гонкой вооружений и увеличением пропасти между бедностью и богатством.
Для рационализации мировых отношений существует ООН. Она должна быть преобразована таким образом, чтобы преодолеть зависимость от США и стать реальным мировым правительством, а не тем, которое рисуют мистика и различные теории заговора.
|