Действительно – как выйти из тупика? Никто не знает. Но, когда пытаешься объяснять, люди не воспринимают, не могут понять такие мысли. Слишком нестандартно по нынешним временам. Та же наука, со времён Павлова и Станиславского, так и не осилила их наисложнейшие идеи. К тому же нужны десятилетия, чтобы человечество заползло в сей тупик. И выползать будет столько же. Если процесс не будет ускорен военными действиями. Проще: пока носители прежней морали и идеологии не будут физически уничтожены.
Такие процессы происходили регулярно на всем протяжении истории человечества.
Это связано не с экономическими и не политическими процессами. А с принятыми в конкретном обществе принципами развития мозга детей. С обучением и воспитанием. Мы все родом из детства.
Мозг – это природная машинка, у которой есть свои правила работы. Считайте, законы природы. Просвещённое человечество регулярно подходит к порогу, за которым начинает нарушать законы работы мозга. А природа не прощает нарушения своих законов. Она поставила в мозг предохранители. Как только какая-то часть человечества начинает функционировать неправильно, оно очень быстро вымирает. Не срабатывают инстинкты - выживания и продолжения рода. Даже самый сильный инстинкт - материнства – и тот ломается. Какой матерью, каким человеком надо быть, чтобы выбросить с пятнадцатого этажа малышей четырёх и шести лет, потому что они надоели?
В последние десятилетия человечество в очередной раз переступило сей порог. Отсюда и кризис. И, обязательно, всё разрешится восстанием, революцией, войной. Люди с нарушенной органикой мозга – не знают иных путей разрешения кризиса, кроме агрессии.
Так что, управленческий тупик - это лишь крохотная часть огромной проблемы.
В чём заключается нарушение органической работы мозга? Не удивляйтесь! Всему виной – слово. Слово, речь – это очень коварная ловушка для глупого человечества, не понимающего законов, по которым работает мозг. Павлов и Станиславский, гении – понявшие принципы работы мозга - пытались объяснить это людям. Их не поняли.
Существуют обычные психические процессы, свойственные любому человеку. Но, которые, ставят в тупик учёных. Что такое талант, вдохновение, озарение? Что такое мышление, интуиция, подсознание? Эго, душа, духовность? Подтекст – что это, как это? Что такое смысл слова? Нет ответов! Процессы есть, а объяснений нет. Почему?
Да, потому, что все перечисленные процессы – явления одного порядка. Это работа тех частей мозга, которые учёные не изучают, а люди о них не подозревают. Соответственно, не развивают у детей. В результате усиленного развития лобных долей, речи - все эти процессы оказываются недоразвиты. На сегодняшних людей можно нарисовать такой шарж: Вся голова ужата, приплюснута, а лобные доли непомерно раздуты. Жесточайший дисбаланс развития.
Если какие-то… обязательные!.. процессы работы мозга отсутствуют, весь мозг оказывается недоразвитым. Что у нас сегодня происходит? Говорить – писать – считать (на калькуляторе) человек умеет? Иностранный язык знает? Профессиональные знания имеет? – Значит, умный! А то, что он мыслить не умеет… что все его мысли – от сих до сих, в пределах зазубренного… что творческое мышление вообще отсутствует… высшие чувства - в эмбриональном состоянии… А кого это волнует, если окружающие имеют такое же развитие? Все в одинаковых школах учились.
Но если у всего народа отсутствует творческое мышление, если все воспитаны, как послушные, безынициативные исполнители… прогрессу каюк! Наступает регресс. Разброд в политике, спад в экономике. Страна становится нищей и нестабильной.
Если у всего народа не развиты высшие чувства – а это, прежде всего, нравственные чувства. Добавить, эстетические, патриотизм… их много…- общество превращается в джунгли, где человек – человеку хищный зверь.
Инструментами развития всех этих процессов (а, заодно, и показателями наличия – отсутствия и качества) всегда служили КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО!
Т.Е. люди могут не знать о правильном развитии мозга. Но культура и искусство подтягивают те части психики, которые сознательно не развиваются. В обществе, которое становится слишком рассудочным (непомерно увеличиваются лобные доли) исчезают искусство и культура. Первым делом – поэзия – как самый утончённый творческий процесс.
Художники творят для людей. Одновременно, это и их заработок. Если люди, в массе, не имеют нужного развития для понимания художественного произведения, творчество художника оказывается невостребованным. Ему жить не на что. Искусство начинает заменяться творческим ширпотребом. Уровень планки понижается по мере дебиления населения.
Искусство – это очень высокая планка. Оно не подделывается под уровень зрителя. Наоборот, зритель – читатель – тянется до высокой планки, тем самым, развиваясь.
А художественные ремесленники, ради заработка, подделываются под самый ничтожный уровень зрителя. Нужны кровавые детективы? Будут детективы. Нужны слащавые мелодрамы – будут мелодрамы. Нужен мат на сцене, уровень «ниже пояса» - как скажете! Развлекательство происходит, развитие – нет.
А теперь конкретно: в чём причина, что - же, всё-таки, не развивается?
Очень коротко, диагноз болезни: ОТСУТСТВУЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ!
1.Сеченов открыл то, что мозг имеет рефлекторную природу.
2. Павлов объяснил, что кора головного мозга человека работает по двум сигналам раздражителям. Первые сигналы – окружающая нас реальность. Вторые – условные символы, с помощью которых значительно облегчается приём и переда информации.
3. Между первым и вторым сигналами образуется условно – рефлекторная связь.
Увидел предмет, вспомнил его название. Услышал название – вспомнил предмет.
4. Название предмета – это форма, символ. Несколько условно – общепринятых букв – слово. Закорючка цифры. Кружочек ноты. Красный свет светофора. Поднятая в прощанье рука. Это всё условные символы. Не сам смысл. А только его обозначение. Как значки файлов на рабочем столе не являются самими файлами, а служат только для быстрого вызова… так и второй сигнал не является «файлом с содержанием», а служат для вызова нужного содержания, с которым у него налажена обучена - рефлекторная связь. Символы без содержания – это иностранная речь, которую мы не знаем. Слова есть, а понимания никакого. В детстве песни зарубежные так учили. Заучивали слова. А о содержании самой песни – никакого представления.
5. Но если второй сигнал - форма. Что такое – содержание? Содержанием является сама реальная, материальная жизнь. Любой предмет, процесс… любое жизненное проявление это и есть сам смысл. Что такое, например, смысл ноты? Музыкант не будет читать формо - ноты, он будет читать звуки, музыку – т. е. содержание, смысл. А нотами будет только записывать музыку, чтобы не забыть.
6. Что такое для нашего мозга реальная жизнь? Вернее, как мы можем узнать о существовании реальной жизни? С помощью органов чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Рецепторы снимают сигналы с реальности и передают электромагнитный импульс в мозг.
Сенсорная кора обрабатывает данные и формирует их в образ – отражение реальности.
Т.е. о реальном мире можно узнать только через образы! Больше – никак! Понимание мира – это образное понимание. Осмысление мира – образное осмысление.
7. В человеческом обществе, одновременно с образным познанием реальности, детей учат и названиям реальных предметов. Тем самым, формируя рефлекторные связи между первыми и вторыми сигналами. Постепенно эта связь отрабатывается всё жёстче. Если отсутствует обучение образному мышлению, то два сигнала, работа двух частей коры головного мозга, начинает воспринимается одним процессом и связывается только со вторым сигналом. Таким детишкам, когда они подрастут, уже никакими силами невозможно объяснить - что такое образ. Более того, символ начинает подменять содержание. Выучил много умных слов, уловил приблизительный смысл, получил за заумно формальную диссертацию научное звание - вот, и учёный. Таких людей несложно отследить по формально – официальной, стандартизированной речи. Это не люди, это запрограммированные андроиды.
8. Что такое мышление? Это работа мыслей. А мысли, мы знаем, надо формулировать словами. Значит, мысли – это не слова? Это то, что до слов?
Мышление – это работа ассоциативной коры, где складирована вся информация, которую мы получили о жизни. Это образы.
Основные виды образного мышления: мысли, воображение, фантазия, ассоциативное мышление. И, наверное, логическое – последовательное, абсурдно – парадоксальное, когда связываются логически несовместимые образы. Или, возможно, последние можно отнести к мыслям. Насчёт классификации можно спорить. От основных процессов (а это физиология) строятся другие виды мышления. Например, фантазийные процессы – это грёзы, мечты, планы, предвидение, прогнозирование, гипотезы… это любое творчество, игра… это самообман, ложь, притворство, вера. И это условность и обобщение.
9. Именно благодаря обобщению возможно слово, речь. Много образов аналогичных предметов – явлений сводятся в одно понятие. Чаще всего под началом одного второго сигнала. Т.е. слово – форма одно. А образов может быть тысяча. Сколько домов, машин, людей, детей, собак можно вспомнить – представить? Только сознательно замучаемся считать. А в подсознании (то, что сознательно забыто) - образов на порядки больше.
Если информация записалась в нейрон – стереть её уже нельзя. Сознательно мы о ней забыли. А ассоциативная кора работает со всей информацией. Поэтому, у творческих людей очень активно ассоциативное мышление. Творческие люди потому и творческие, что умеют сознательно или интуитивно – неосознанно работать с подсознанием, с залежами забытой, но имеющейся информации. Станиславский просто учил – как сознательно активировать для творчества работу подсознания.
На тему образного мышления можно писать очень долго. Тем более что эта тема не разработана, упущена учёными. Не разработана и связь образного мышления с эмоциями (с лимбической системой), а это высшие чувства. С двигательной корой. Со спинным мозгом. Не разработана! Вот прочитала: американские учёные разрабатывают прибор, читающий мысли парализованных людей. Парализованный должен представить, что он сжимает руку. Т.е он должен представить образ сжимающейся руки. Японские учёные снимают сигналы с мозга, а на экране монитора формируются картинки. А русские учёные даже не слышат, когда им твердишь, что у людей, у детей не просто отсутствует развитие… они вообще не знают о воображении. А учёные не знают, чем оно отличается от фантазии.
Существование образного мышления является неоспоримым фактом. Кто будет спорить о реальности воображения с фантазией? Но, не так давно я пыталась объяснить педагогам по литературе (с форума творческих педагогов) – что дети не будут читать книги, если у них отсутствует эмоционально – образное развитие. Мы же не просто слова читаем, а ту эмоционально – образную информацию, которую заложил в книгу, закодировал словами - автор. Но, педагоги по литературе, оказывается, не знают что такое образ!
Я уже вышла из шока. А первое время, когда до меня дошла сия парадоксальная ситуация… Педагоги не знают… лингвистам невозможно объяснить… даже сегодняшним театралам вряд ли удастся . Потому и театр бездарен.
Ну, вот и всё! Это означает, что мы очень близки к финалу, к гибели этой страны – как суверенного государства. Подобные педагоги - поколение за поколением – штампуют немыслящих, бездарных детей, которые завтра должны стать народом этой страны. А они уже заранее вне всякой конкуренции, заранее проиграли.
Павлов назвал сенсорную кору – первой сигнальной системой. Лобные доли – вторая сигнальная система. Он же сказал, что преобладание первой сигнальной – это творческий мозг. Т.е. та или иная система может быть ведущей или доминирующей.
С этой точки зрения, конфуцианство – это доминирование лобных долей, второй сигнальной. Буддизм – доминирование первой сигнальной. А даосизм – равновесие сигнальных систем.
Так вот, путь к умному, мыслящему человечеству – это равномерное, органичное развитие сигнальных систем. Самые умные, самые талантливые люди человечества – обладали и обладают, как прекрасным развитием речи, так и замечательным образным мышлением, и развитыми высшими чувствами. Целое поколение таких людей (чей мозг был близок к органике) образовалось во всём мире после второй мировой войны. Их назвали шестидесятниками. Это военные дети, выросшие в условиях, способствующих развитию и эмоций, и образов, и слов.
А, вот, до войны был чрезвычайно высокий уровень рассудочности во всём цивилизованном мире. Почему эта война и случилась.
Сегодняшний уровень рассудочности уже давно зашкаливает. И войны уже давно идут … и кризис… крайне тревожная ситуация. Когда весь организм при смерти, не имеет смысла лечить отдельную болячку. Управленческий кризис – это не болезнь, это симптом. Рано или поздно – этот мир взорвётся. Умные правительства, понимающие проблему, могли бы изменить ситуацию. А они есть – умные правительства? Есть умные аналитики, учёные? Простите, но я не могу считать умными - людей, не способных понять суть слова.
Несколько лет назад написала в Общественную палату. Те вышли на Путина. Путин тогда высказался в интервью: Мне тут сказали, что у нас плохо с образностью слова… И всё! На этом всё закончилось. И Общественная палата тоже заткнулась. Поняли – неперспективная тема.
Можно остановить надвигающийся мировой пожар. Теоретически, можно.
А, практически, ни до кого не достучишься. Рассудочные люди очень самоуверенные. Потому, и случаются революции и войны.
|