Катастрофических блэкаут в Индии вызвал массу вопросов. Как произошло так, что без электричества осталась половина из почти полуторамиллиардного населения страны?!
Начали разбираться, и первые версии отвергают возможнотсь диверсии. Катализатором блэкаута в Индии, когда более суток без электричества находились почти 600 млн человек, стал рост спроса, с которым не справляется энергосистема страны. Такое мнение высказал один из ведущих экспертов в области энергетики, аналитик Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.
В конце июля около 600 миллионов человек в Индии, в том числе в столице Нью-Дели, остались без электричества из-за коллапса энергосетей в восточных, северных и северо- восточных регионах страны.
Отключение электричества носило каскадный характер и произошло сначала на севере и востоке, а потом и на северо-востоке страны.
От аварии пострадали 13 штатов, включая Пенджаб, Харьяну, Уттар-Прадеш и Раджастхан, Джамму и Кашмир.
По данным энергетической компании Би-эс-и-эс /BSES/, в последний раз такое масштабное отключение электричества в Индии произошло в 1991 году.
"Катализатором этого блэкаута стал резкий рост спроса при том, что с удовлетворением его энергосистема страны не справляется, – заявил Сергей Кондратьев. – Уровни энергообеспеченности и надёжности энергоснабжения различаются в этом регионе очень сильно.
Есть штаты, где обеспечение электроэнергией находится на достаточно хорошем уровне и фактически нет дефицита во время пикового потребления. И есть те, в которых ситуация обстоит гораздо хуже.
Если смотреть на тот же южный штат Тамилнад, где реализуется проект строительства первой очереди АЭС "Куданкулам", то там во время пикового потребления дефицит достигает 10 проц от спроса. Это значит, диспетчерскому управлению надо ограничивать потребителей, иначе будут происходить такие блэкауты".
Проблема Индии достаточно традиционна для Азии, рассказал эксперт. Относительно хорошо решить проблему с энергообеспечением здесь в последний год удалось лишь Китаю – за счёт массового строительства типовых угольных энергоблоков.
Однако для Индии этот путь весьма проблематичен. Качество угля хуже, чем в Китае, значит, для получения того же количества энергии надо затратить значительно большее количество угля. Это даст больший выброс вредных веществ, что в условиях густонаселённой страны чревато ростом социальной напряжённости и очень большими расходами в дальнейшем на улучшение здравоохранения и экологии.
Во-вторых, в Индии уголь крайне неравномерно распределён по стране, поэтому необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру для перевозки угля в другие регионы.
Есть ряд других экономических и экологических ограничений, отметил Сергей Кондратьев.
Поэтому, по его мнению, диверсификация энергоисточников является одним из наиболее магистральных направлений развития энергогенерации не только в Индии, но и в других азиатских странах.
В свою очередь, это означает, что со стороны промышленных потребителей будет достаточно сильно востребован спрос на атомную энергию. С её помощью управлять потреблением – нет таких пиков и суточных перепадов, и меньше сезонные перепады вообще.
Если говорить о достаточно дешёвой электроэнергии с хорошей базовой нагрузкой, то угольная и атомная генерация в этом плане совпадают. Но тут надо учитывать ещё и стоимость дорогих угольных фильтров. Атомная генерация поэтому более привлекательная.
"АЭС по российскому проекту там строится не случайно", – подчеркнул специалист.
|