boris-yakemenko.livejournal.com 31.05.2016 11:25
История с самоварного золота шпаной, без правил носившейся по Москве на дорогом драндулете и теперь вяло, очень деликатно отвечающей за свое скотство, на самом деле глубже, чем многие думают.
Прежде всего, у истории есть подтекст. Совершенно очевидно, что таким образом стараются хоть как-то вывести из общественного поля историю со златоустом Медведевым. Поэтому остается лишь догадываться, каков на самом деле масштаб разгула блатной шпаны (в принципе, каждый, кто часто бывает на Кутузовском, особенно по вечерам, это может представить), сколь о многом мы еще не знаем, но непременно узнаем из криминальных и прочих сводок.
Кроме того, интересно наблюдать, как они действуют, когда что-то пошло не так. Сначала хихикают, потом, когда оказывается, что все серьезнее, чем думалось, начинают выкручиваться. Главный гопник с чужих слов с трудом выговаривает слова, что он «сожалеет» (ни о чем он не сожалеет, он не знает таких слов) потом папаша лично является за гопником (до этого он полдня звонил друзьям и знакомым и нижестоящим, уламывал, давил и хамил, пока не понял, что на этот раз не поможет) потом тему гасят в СМИ.
Но и это не главное. Это детали, лишь подтверждающие, что в лице гопников и папаш мы имеем дело совсем с иной породой людей, всю социальную опасность которой мы даже не представляем. Подобные истории приоткрывают нам внутреннюю педагогику этих семейств, скрытые от посторонних глаз взаимоотношения.
Ярче всего это всегда было видно по Собчак. Вспомним. Ее отец, Анатолий Собчак сегодня в СМИ нередко предстает перед нами как восторженный, яркий, бескорыстный апостол новой исторической эпохи. Из тех, что устраивают восход солнца вручную и легко, одной фразой, разрывают паутину обветшалых предрассудков. Казалось бы, картина написана и именно таким его стремятся сегодня оставить в памяти и на страницах. И есть его дочка, содержанка, «модная тусовщица», символ пошлости и гламурного скотства, с закрытыми глазами различающая марки изысканных вин, машин и бутиков и при этом изъясняющаяся простым дальнобойщицким сермяжным матом… При сравнении этих двух людей возникает интересное противоречие. Анатолий Собчак, по утверждению коллег, обладал мощной жизненной энергией, захватывающей все вокруг. Блестящий оратор, он с пылом неофита рвался вперед. Вместе с соратниками заставил поверить уставших от безвременья людей в искренность и честность тех, кто начинал реформы. Эта убежденность в глубокой идейности, принципиальности и бескорыстии прорабов перестройки продолжает существовать и сегодня и упорно поддерживается либеральными изданиями. И именно на этом фундаменте строится вся их сегодняшняя идеология, весь антигосударственный и антипутинский пафос. Дескать, верни мы те славные, искрение времена – и произойдет «достройка» честного капитализма, а нынешние «коррупционеры», «воры» из «банды» уйдут в оффшорное небытие или под суд.
А теперь, возвращаясь к дочке, и глядя на то, во что она сегодня превратила папину фамилию, стоит попытаться разрешить указанное выше сравнительное противоречие. То, что он говорил с трибун, все слышали. А что же он говорил в кругу семьи? Чему учил и что проповедовал? Судя по дочке, или ему было не до нее, или он был беспринципен в целом, но это едва ли…
…Или он говорил всем одно, а дочке другое? То самое? Настоящее? Не предназначенное для «широких народных масс». Учил завоевывать жизненное пространство любой ценой. Держать всех за быдло. Продаваться и продавать – себя ли, Родину ли – неважно. Где есть спрос, обязано быть и предложение. В конечном итоге он успешно обменял свою страну на импортные глянцевые идеи (они, кстати, так же как и гламур, не имеют ни национальности, ни родины), целился в коммунизм, а попал в Россию. А благодарная дочка, слушавшая не то, что папа говорит с трибуны, а то, что дома за столом, его духовное наследство и память махнула на пиар и гламур, целилась в богатого папика, а попала в родного папу. И слов гораздо меньше, чем у папы, а уж заповедей гораздо менее десяти. Можно также взглянуть и на Гайдара и его дочку – увидим во многом то же самое. Беспринципность, но без гламура. Продажность, но идейную.
Что мы видим в истории с упомянутыми выше гопниками? То же самое. Неужели шпана, захватив отцовский автомобиль, тихонько улизнула из дома и тайком понеслась по тротуарам? Неужели это первый случай? Неужели дома не в курсе ни образа жизни, ни образа катания по улицам?
В курсе. И именно такую машину именно для этого и покупали. И вечером того же дня, когда случилась, но еще не была известной вся эта история, гопник наверняка с восторгом делился с папой. «Ой, па, мы так круто от них сегодня сваливали… И по тротуарам и по встречке… А эти с мигалками за нами… Мы так ржали… А потом они нас поймали… Смех… » «Да-да, сынок, – добродушно улыбается папа, – ты у меня вообще… молодец. Не волнуйся, я их успокою… Машину нигде не поцарапали? Поужинать успели?» Им не в клубах, им дома внушается, что надо на всех плевать, давать всех своим корытом, богатеть папиными деньгами, воровать где придется и вообще жить лихо, с огоньком, подбрасывая в этот огонек тех, кто не успел увернуться. Помню, как много лет назад я общался с директором частной начальной школы. Школы была полупансион, элитная, безумно дорогая, классы по 3-5 человек (то есть обучение фактически индивидуальное), деток привозил по утрам фестиваль сверхдорогих иномарок. Однако большую часть своего времени директор не умилялся, а … боролся с воровством. «Крадут все и всё, – ужасался он, – друг у друга ручки, телефоны, деньги, в туалетах снимают рулоны с туалетной бумагой, салфетки в столовой… У них же все есть!!! Не знаю, что делать – хоть заводи при школе отдельное отделение милиции». Это детки. Знакомая монахиня торгует иконками и крестиками с лотка у метро (средняя цена – 50-100 рублей), рассказывает: «Крадут иконы и крестики люди хорошо одетые, с дорогими портфелями, телефонами, часами. Повертит в руках, как только видит, что я отвернулась – сунет в карман и пошел. Я ему «положи назад». Кладет и не извиняясь, как будто так и надо, идет. Я уж знаю, как богатый подходит – держи ухо востро». Это папы. А дальше от иконок и крестиков путь к нефти и газу оказывается короче, чем все думают.
Но важно понимать не только это. Папы, по крайней мере, работают. Нередко это профессионалы своего дела. Пусть беспринципные, но профессионалы. Они начинали 20 лет назад, поднялись от красных пиджаков и «голдовых цепур» до нынешних высот и связанных с ними возможностей. А вот детки… Тут включается философия советского родителя: «Пусть отдохнут… Еще успеют… Нам не жалко денег… Чем бы дитя не тешилось…» В результате связь между работой и деньгами утрачивается, остается лишь связь между деньгами и банкоматом, в котором всегда есть деньги. Мне рассказывали, как дочка одного высокопоставленного персонажа беседовала с небогатым однокурсником, спрашивала, в какие Гоа он поедет летом. Когнокурсник сказал, что рад бы, да нет денег, дива уверенно посоветовала: «Ты возьми в банкомате». Парень пытался объяснить, что денег у него там нет, но она никак не могла взять в толк и все объясняла и даже показывала руками, как нужно взять карточку, сунуть, нажать кнопочки и оттуда вылезет нужная сумма. Он, изнывая, убеждал, что их там нет, так как никто их туда не клал, а она возражала, что если в этом банкомате нет, то есть в другом, но все равно ОНИ ТАМ, пока он не впал в тоску и не понял главного. Того, что она искренне верит, что деньги зарождаются в банкомате и берутся оттуда в любом количестве. Что их источник не работа, не труд, не дело, а банкомат.
То есть детки искренне убеждены (вернее, их убедили дома), что если у папы есть триста миллионов, то уж у сына в любом случае как-нибудь образуется 50 или 70. А дальше дитя просто облекает в разнообразные оболочки свой бесконечный досуг. Он не ходит в вуз учиться, а ходит тусоваться. Он не работает каким-нибудь сразу «генеральным директором», а числится, чтобы было что в визитку написать, а сам опять же тусуется. Ведь деньги в банкомате есть всегда. То есть когда со сцены сойдут (а это будет уже скоро) папы, им на смену придут детки, которые искренне считают, что деньги это всё – власть, почет, уважение. Не знающие, что такое мораль и профессионализм. А это значит, что если в банкомате когда-то закончатся деньги, им не придет в голову, что надо начинать (или продолжать) работать. Они поймут, что что-то пошло не так, кто-то не хочет дать им денег. Значит, их надо отнять. Дальше понятно.
При этом слой этих людей растет стремительно. Уже в истории с гопниками мы видели градации. Не только «сын», но «приятель», «подруга приятеля». На них тоже семейка дождит благами. Они тоже уже элитка. Поэтому, когда дитя станет генеральным директором председателем совета, приятель станет замом (не с незнакомцем же тусоваться после скучных заседаний), а подруга приятеля начальником департамента, а подруга подруги начальником отдела, а тайный бойфренд подруг будет просто тихо подъедаться за их счет и т.д. Вот только места гардеробщиков и уборщиков останутся вакантными.
Радует одно – пристальное внимание СМИ к этим скандалам (а скандалов было уже несколько), пусть даже это внимание есть отвлечение «другого внимания», свидетельствует о том, что опасность этих трансформаций осознает и государство.
|