Концепция государства будущего
За драматическими событиями на Украине мы стали как-то меньше думать о том, почему это случилось, а больше – как найти безболезненное решение, чтобы и войну прекратить и санкции ослабить, усматривая в них лишь случайность, стечение обстоятельств и козни США и Запада. Но с такой позицией невозможно занять прочные позиции в мире. И чтобы не оказаться в растерянности, в очередной раз вляпавшись в кризис, нужно твёрдо знать, в каком направлении движется развитие человеческого общества, а в каком двигаться нам. Это могут быть разные пути …
Исторические предпосылки
Для того, чтобы представить достаточно ясно контуры будущего, надо сначала проследить весь путь развития человеческого общества. Первоначальной, исходной точкой развития был первобытный коммунизм, т. е. все владели всеми условиями существования и, соответственно, распределение продуктов, добываемых из природы, шло чисто по-коммунистически – всем членам племени поровну. Иначе и быть не могло, это было необходимым условием существования сообща. Отсюда общинность – это базисное отношение человеческого общества, какого бы размера оно не было, от семьи до планетарного масштаба – нельзя быть в обществе и быть свободным от общества. Но что мы видим дальше? Изобретается колесо, новые орудия для охоты и возделывания земли, приручается дикие животные и … количество добываемых продуктов вырастает до такой степени, что образуется их излишек. И далее развитие общества идёт по двум направлениям: частно-собственническому и социалистическому.
Первый путь, частно-собственнический. Первоначально вожди, знахари и служители культа присваивали образующиеся в результате общего труда излишки продуктов, причём сначала с добровольного согласия других членов племени и, таким образом, становились собственниками. Но и наиболее деятельные из них стали часть добываемых сообща продуктов оставлять для собственных нужд. Но когда появился избыток продуктов жизнедеятельности, возможности для его дальнейшего присвоения возрастают многократно. Однако возникает и опасность потерять собственность, поэтому появляются дружины как для её охраны, так и для набегов на соседние племена. Добровольность пожертвований вождю и его приближённым сменяется принудительным изъятием излишков, а то и необходимого для существования поданных, для чего нужны чиновники. Так появилось государство как аппарат принуждения и управления жизнью общественных образований, в т. ч. и для регулирования остаточных форм распределения по-коммунистически (по потребности), которые сохраняется в части тех материальных условий, которые могут иметь исключительно общественное назначение. Кстати, они сохранились и до наших дней даже в цитадели монополистического капитализма – система всеобщего образования, предоставление талонов на питание и т.д. Но при этом каждый обеспечивал себя продуктами, одеждой и жилищем и многие могли стать собственниками.
Второй путь, социалистический. Почему именно социалистический? А потому, что повышение производительной силы труда привело к возникновению и укреплению не частной собственности, а общественной, т. е. социалистический уклад стал замещать прежний коммунистический, и распределение добываемых всем обществом благ уже шло не по коммунистически, а по социалистическому принципу – каждому по труду. Отсюда следует, что неверно представлять всю историю развития человечества согласно историческому материализму как спираль развития, высшей точкой которой является коммунизм. На самом деле, коммунизм есть низшая стадия развития общества, с которой ведут своё начало как капиталистический, так и социалистический путь развития. Так что выходит, что классики марксизма указали нам ложный путь.
Точно так же как и при господстве частной собственности, на начальном этапе развития возникает потребность в том, чтобы кто-то регулировал жизнь племени, устанавливал правила поведения, ритуалы, распределял добываемые продукты, и т.д. Этим занимался вождь и его близкие помощники – так начинал формироваться примитивный аппарат управления, т. е. зачатки государства. Кроме того, племена объединялись чтобы лучше обороняться от набегов соседей, населённые пункты укрупнялись, надо было организовывать общественные работы по возделыванию земли, возведению жилищ и различных строений, строить оборонительные и культовые сооружения. Но всё делалось сообща, и потому полученные материальные блага были общественной собственностью, а распределение продуктов шло по труду. Эксплуатации не было, а чтобы распределение было справедливым, нужен был штат чиновников, и он появился.
А почему оказалось возможным становление государства без возникновения института частной собственности? Да потому, что в ней не было необходимости – вождь и знать, фараон и жрецы владели не каким-то конкретным куском земли или стадом, а всей землёй государства, ремесленными производствами и всем, всем. А главное, они имели то, что выше всех материальных благ – власть над подданными, они могли распоряжаться по своему усмотрению любым имуществом, материальными и людскими ресурсами без согласования с кем бы то ни было. С другой стороны, это устраивало и низших членов такого государства, поскольку обязанность обеспечивать их едой, одеждой и жилищем ложилась на суверена и его чиновников. Что же касается технологического и культурного прогресса, такие как изобретение письма, широкое распространение ирригации, строительство городов, использование плуга и гончарного колеса, систематическое применение металлов, массовое применение достижений неолита и бронзового века было связано не с частной, а социалистической собственностью. Силой, вызвавшей этот переворот, было само объединение человеческих масс в немыслимых до того масштабах и подчинение их воле центральной власти. «Технология власти», а не «эффективность частной собственности» была тем фундаментом, на котором стояли эти достижения. Кстати, этим же самым и объясняются успехи СССР.
Каков же итог движения общества по этим совершенно разным путям к настоящему времени?
Институт частной собственности с момента разложением родового строя последовательно трансформировался во всё новые формы неправедного присвоения и эксплуатации: рабовладельческий или феодальный строй, которые сменяются капиталистическим, сохраняя рудименты того и другого. Капитализм ничего нового в этот процесс самовозрастания силы, власти и могущества верхушки общества не привнёс – и власть капитала опирается на соответствующее, ранее приобретённое имущественное положение князя, военачальника, ростовщика, разбогатевшего ремесленника или купца, решивших заняться товарным производством. Что же касается остального населения, им не до частной собственности, у них была и оставалась во все времена и всех формах эксплуатации лишь собственность на собственную рабочую силу, чтобы свой хлеб и имущество «зарабатывать в поте лица своего».
И к чему подошёл в своём развитии капитализм? К конкретной реализации плана мировой финансовой элиты и глобалистов воссоздать рабовладельческий строй на новом уровне развития техники и технологии. Для этого устраивались войны, оранжевые революции и кризисы, упорно шла глобализация финансов и рынков. Итог: состояние 85 самых богатых людей на Земле сравнялось с состоянием половины живущих на Земле. Более того, ради достижения своих целей глобалисты кооперируются с самыми одиозными режимами, например, как на Украине с фашистской хунтой или исламскими экстремистами ИГИЛ, устраивают провокации типа крушения ВТЦ 11.09.01 или сбитого Боинга 17 июля 2014 года. И если этим планам будет суждено сбыться, то победители смогут напрямую, не спрашивая правительства порабощённых стран, реализовать своё право распоряжаться по собственному усмотрению природными ресурсами и жизненными условиями всего мира. Таким образом, глобализация всей системы, или «Новый Мировой Порядок», выстраиваемый Западом, будет означать конец политической, экономической и культурной независимости, полное уничтожение духовности какой бы то ни было нации, что мы видим на примере Украины, когда президент США Абама подписывает закон о приватизации её промышленности.
Но и социализм, как показала практика, отнюдь не то будущее, к которому следует стремиться народам, желающим избавиться от звериной эксплуататорской сущности капитализма. В общественном сознании социализм ассоциируется прежде всего с СССР, КНР, КНДР и Кубой, т. е. государствами, возникшими в ХХ веке. Но социализм существовал за несколько тысячелетий до того, как появился капитализм. Именно такими были государства Месопотамии, Империя Инков, Египет и Древний Китай, поскольку в этих государствах не было частной собственности, а государственное устройство удивительным образом было похоже на устройство известных нам социалистических государств. Были попытки строительства социализма и в средние века, как например, в Парагвае (1825-1875гг) и попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний. И везде отношения собственности выступали в виде феномена власти-собственности, поддерживаемой системой репрессий. В современных социалистических государствах место капиталиста заняло государство, вернее правящая партийная элита как в СССР, которая в лице неперсонифицированных парткомов, райкомов, обкомов и ЦК становятся истинными собственниками фабрик, заводов и пароходов, земли и природных богатств всей страны.
Однако в итоге социалистические государства рушатся и отношения частной собственности и эксплуатации становятся главенствующими. Почему так происходит, несмотря на колоссальные успехи социалистических государств как древних (уникальные ирригационные системы, пирамиды и т. п.), так и недалёкого прошлого (СССР стало второй державой в мире за короткий срок) и настоящего (Китай)? Фатальной неизбежности здесь нет, а основная причина кроется в корысти или личностном факторе – правящая элита может распоряжаться прибылью и бюджетом, а присваивать её в отличие от капиталиста нет (т. е. это не государственный капитализм), что подтачивает ценностные устои и ведёт к моральной деградации власти. При слабости контроля со стороны низших слоёв общества (отсутствие противовеса), корысть и служит спусковым механизмом для переворота. С другой стороны, гибель социализма происходит не только при равнодушном попустительстве, но и при одобрении низов. Потому что при «развитом» социализме гнёт государства трансформируется в авторитаризм (культ личности), подавляется всякое свободомыслие, ограничена конкуренция товаропроизводителей, возникает дефицит одних товаров народного потребления при затоваривании другими. Кроме того, отсутствие частной собственности есть и отсутствие возможностей для проявления инициативы предприимчивым гражданам. Противоречие разрешается крушением социализма и вторичным одичанием.
Так что ни капитализм, ни социализм не могут служить ориентиром развития общественного устройства, поскольку их реализация ведёт к негативным последствиям. Но тогда таким ориентиром может стать коммунизм? Отнюдь. Главный постулат коммунизма состоит в том, что распределение благ осуществляется по принципу «каждому по потребностям», но потребности человека безграничны, они постоянно меняются и потому гарантированное предоставление каждому человеку товарных благ и услуг «по потребностям» невозможно в принципе – на это не хватит никаких природных ресурсов. Поэтому коммунизм возможен лишь на самой низшей ступени развития человеческого общества – при скудости добываемых средств к существованию. И потому в отличие от капитализма и социализма идея коммунизма на практике нигде реализована не была.
Основы построения общества социальной справедливости (ОСС)
Итак, ни капитализм, ни социализм, ни коммунизм в чистом виде не являются прогрессом ни для страны, ни для человечества в целом. Но вот что характерно – даже в США, этой цитадели капитализма сохраняются рудименты социализма, где в довольно значительном объёме присутствует общегосударственная, т. е. не частная собственность, а также коммунистические отношения (удовлетворение общественных потребностей согласно принципу «каждому по потребности» – продуктовые талоны, социальные выплаты и т. п.). И наоборот. Что сделали китайские коммунисты для процветания? Разрешили частную собственность, не потеряв ведущей роли общественной. Отсюда следует, что сочетание одного экономического уклада с другим элиминирует их недостатки и усиливает преимущества каждого из них. Опыт многоукладной экономики в период НЭПа в России также подтверждает это.
Однако сочетание различных экономических укладов не толкают автоматически на более прогрессивный путь, двигаясь по которому не скатишься в пропасть глобализации и не попадёшь под гнёт тоталитаризма. Почему? – по той же самой причине, почему двигатель не заводится – горючая смесь подаётся в цилиндры, а искры, т. е. идеи нет. Так что пока наука не выдвинет ту плодотворную идею, которая воспламенит массы, и не осветит им движение по третьему пути развития человечества, ничего позитивного не случится. Попробуем такую идею выдвинуть, вполне сознавая, что это будет лишь эскизный проект. А поможет нам в этом социогенетика, с помощью которой мы смоделируем устройство многоукладного общества, которое будет отвечать всем требованиям социальной справедливости.
Задача решается следующим образом: сначала надо определить базисный геном человеческого общества, а затем проследить его основные трансформации по сегодняшний день и определить какие цепочки, которыми он дополнялся в процессе развития общественных формаций соответствуют социальной справедливости, а какие следует ограничить в развитии, или вообще удалить. На наш взгляд, базисным геномом человеческого общества был и есть геном коммунистических отношений, или общинности, при которых все равны, свободны и имеют право участвовать в решении общих дел, а так же нести ответственность за собственные поступки. Но изначально в геноме человечества присутствовал и ген индивидуализма. Вот почему при разложении родового строя от базисного генома вполне закономерно отпочковывается цепочка частно-собственнических отношений, закладывающих основы частной собственности, и его видовые цепочки жадности и корысти, индивидуализации и приоритета прав личности по отношению к общественному порядку, стремления к господству (обращению в рабство других членов общества), а так же паразитизма. Другим ответвлением стала та же цепочка индивидуализма, трансформировавшаяся во власть-собственность и реализуемая в форме социалистического государства, а в базисном геноме равенства в потреблении появляется цепочка потребления в соответствии с количеством и качеством труда, а также цепочка тоталитаризма или абсолютной власти. Рабовладельческий строй и феодализм ничего кардинального нового в геном не вносят, но периодически возникающие в этих обществах бунты и восстания говорят о том, что базисный геном никуда не исчез – человек изначально был свободен, а потому покорить полностью его свободолюбивую натуру не удастся никогда, всякое подчинение приводит в итоге к неповиновению. Но геном частной собственности и бюрократически-властного аппарата, пусть он будет даже социалистический, будут всячески подавлять базисное отношение. Отсюда следует, что для того, чтобы этого не происходило, нужно в первую очередь ограничить развитие частно-собственнической цепочки и цепочки тоталитаризма. Прищипнуть их, так сказать. Но, у обеих цепочек есть ответвления, которые несут прогресс, а потому они должны быть сохранены. Для капитализма это предпринимательская инициатива, а для социализма – общественная собственность на средства производства. Вот так мы и получаем многоукладное общество: геном социализма, или общественной собственности на средства производства, становится ведущим, прищипнутый геном частной собственности получает ограниченные возможности – действует только в производстве предметов потребления и оказания услуг, геном бюрократизации и тоталитаризма становится под жёсткий контроль общества, а всё это будет нанизано на базисный геном общинных (коммунистических) отношений.
Отсюда следует, что основу общества социальной справедливости или строя, как многие привыкли называть, можно представить как скелет, состоящий из перечисленных выше геномов. А уже потом мы нарастим на него мышцы, которые будут приводить это общество в движение. Описание такого строя во многом будет схоже с тем, что было в Парагвае и СССР, но, разумеется, любое устройство общества должно учитывать реалии происшедших перемен и необходимость обеспечения устойчивости от внешних воздействий, прежде всего со стороны глобалистов. Итак, каким оно может быть?
Базисный геном человечества своим появлением обязан общинности, которая неразрывно связана с общественной собственностью на занятую территорию или землю. Поэтому владеть землёй индивидуум может, а распорядиться, т. е. продать, заложить землю не имеет права ни по какому решению какого угодно органа управления государства. Любое государство расположено на земле, которая завоёвана, застроена и благоустроена многими и многими поколениями предков столетия и порой тысячелетия до того, как недалёкие и алчные правители решили, что ею можно торговать. А как можно с помощью рыночных методов установить цену жизней и пролитых крови и пота предыдущих поколений, защищавших и освоивших эту землю? Как? Никак. Таким образом, и генетически, и политэкономически нельзя передавать в частную собственность землю – не может быть продано то, стоимость чего определить невозможно.
Не могут принадлежать ни частнику, ни группе частников и объекты инфраструктуры – дороги, общегородские строения, водопровод и канализационные сети, плотины, электростанции и линии электропередач, железнодорожный транспорт и станции, порты и аэропорты, даже если они созданы трудом одного поколения. Все эти объекты являются объектами жизнеобеспечения не только для всех ныне живущих, но и последующих поколений жителей страны. Точно так же и производство средств производства (I-ое подразделение общественного производства) имеет такую же общественную природу, за которое отвечает ген общинной собственности: производство во всех отраслях добычи и первичной переработке сырья, металлургия, химическая промышленность, лесопереработка, тяжёлое и химическое машиностроение, авиа-, станко-, судо-, и т. п. строение должно осуществляться на основе общенародной собственности. В государственной собственности должны быть также предприятия ВПК, связи и коммуникаций, дороги, электростанции и линии электропередач, крупные морские и речные порты, аэропорты с международным сообщением и имеющими оборонное значение, и т.д.. И поскольку эти объекты будут принадлежать всему народу, то никаких иных принципов ведения хозяйства, кроме чисто социалистических, там быть не может – работа по централизованно устанавливаемым плановым заданиям, оплата труда в тесной увязке с его результатами по количеству и качеству на основе централизованно устанавливаемых норм и штатных расписаний. В общенародной собственности должны находиться также СМИ, банки и все структуры, обеспечивающие учёт, контроль и движение денежных средств на всех уровнях. Таким образом, всё перечисленное выше должно находиться в общенародной собственности, рациональное использование которой должны обеспечивать государственные органы управления, подотчётные обществу в целом.
Но не вернёмся ли мы тогда к скудости товарного обеспечения предметами потребления, которое было в Советском Союзе? Вернёмся, если будем подавлять ген индивидуализма, который порождает личную инициативу. Мы, перейдя к капитализму, воочию убедились в том, что в плане обеспечения товарами и услугами действие его обеспечивает изобилие и разнообразие предметов потребления, в чём легко убедиться, войдя в любой магазин бытовой техники, одежды, мебели, супермаркет или на рынок. А это следствие того, что если для одних лучше подходит участие в общественном, коллективном труде, то для других индивидуальный труд – у каждого свои таланты. Отсюда следует, что для таких индивидуумов должны быть предоставлены соответствующие возможности для организации бизнеса, основанного на частной собственности. Но … исключительно в сфере производства предметов потребления и услуг. Почему? Дело в том, что крупное производство представляет собой экономический базис государства, а общество не может допускать того, чтобы базис колебался и прогибался в зависимости от прихоти капитала. Ограничения на размер капитала при этом органически дополняются отсутствием возможности иметь в собственности землю и другие природные объекты, регистрировать предприятия и иметь счета за рубежом.
И какой в результате социогенного проектирования получается скелет общества социальной справедливости? Его хребет – это земля и недра в общинной собственности, ноги, на которые он опирается – общественная собственность на средства производства средств производства, а руки – частная собственность в производстве предметов потребления. Но скелет без мышц всего лишь экспонат для изучения анатомического строения общества будущего. Чтобы он двигался, т. е. жил, нужны мышцы и другие органы – системы экономическая, финансовая и налогообложения, денежно-банковская, коммерческая, информационно-пропагандистская (СМИ), политическая, социальная, воспитания и образования, охраны здоровья, правоохранительная и внешнеполитическая и другие. А приводить все их в движение и согласовывать между собой должна система управления. Рассмотрим каждую из них в отдельности и во взаимосвязи с другими системами.
Экономическая система общества социальной справедливости
Собственность, план и конкуренция. Экономическую систему ОСС определяет прежде всего строго выверенное сочетание социалистического и капиталистического укладов и их взаимодействие. Какое? Это мы найдём во 2-м томе Капитала К. Маркса, где он рассматривает схемы простого воспроизводства, из которой следует, что 3 единицы совокупного продукта соотносятся в пропорции: на I-ое подразделение общественного производства приходится 2 единицы, а на II-ое – одна. Производство на государственных предприятиях строится на плановой основе, а всё II-е подразделение – на рыночной, т. е. какую продукцию или какие услуги оказывать должны частные предприятия, это должны решать владельцы этих предприятий сами, на свой страх и риск – именно здесь должно быть царство рынка и конкуренции, а не во всей экономике. В ведении частников передаётся производство всей номенклатуры товаров народного потребления: мебели, одежды, обуви, посуды, товаров домашнего обихода, электротехнических товаров бытового назначения, продуктов питания, продукции сельского хозяйства (в первую очередь), строительство и ремонт жилых и производственных объектов, розничная и мелко-оптовая торговля, и т.д.. Номенклатура услуг тоже самая широкая: автосервис, парикмахерские, бухгалтерские, юридические, компьютерные, по пошиву модной одежды, косметология и оздоровление, гостиничный бизнес, и т.д..
Цены и тарифы. Ценообразование в ОСС строится на сочетании централизованно устанавливаемых цен на сырье и полуфабрикаты, энергию, машины и оборудование и другие средства производства на государственных предприятиях и свободном установлении цен в частном секторе. При такой организации ценообразования мы перестанем говорить об инфляции – ей просто неоткуда взяться. Конечно, изменения цен на товары народного потребления и услуги будут происходить, но если цены на материалы и энергию стабильны, то и колебания рыночных цен будут незначительны.
Оплата труда и политика занятости. Оплата труда в соответствии с уровнем квалификации и его результатами и обеспечение полной занятости – вот главное преимущество общества социальной справедливости. И чтобы этого достигнуть, ничего особенного даже и изобретать не надо – просто взять и позаимствовать советский опыт, когда где бы и на какой работе человек не работал, применялись единые тарифные ставки и схемы должностных окладов, дифференцированные по отраслям и территориальным особенностям. Поэтому и в ОСС точно также труд инженерно-технических работников и гуманитариев на государственных предприятиях и в бюджетных учреждениях будет оплачиваться согласно штатным расписаниям, утверждаемым вышестоящей организацией на основании единых схем должностных окладов, а рабочих по тарифным ставкам, дифференцированным по отраслям и видам работ. Точно так же будет строиться оплата труда и административных работников разных уровней – она будет строиться согласно типовых структур и схем должностных окладов, дифференцированных в зависимости от отличий регионов и их географического положения. Конечно, владелец частного предприятии волен сам решать, кому и за что платить и премировать, вот только без права платить меньше, чем за тот же труд на государственном предприятии.
В ОСС безработицы не может быть по определению – какая же это справедливость, если взрослый человек не сможет найти работу, а, следовательно, и обеспечивать себя и семью? Вопрос полной занятости будет решаться точно так же, как в СССР – для специалистов направление по распределению на госпредприятия, новостройки и в госбюджетные учреждения. Частник, разумеется, сам будет решать, каких рабочих и специалистов нанимать, но даже гастарбайтерам в ОСС он обязан платить не меньше, чем гражданам России.
Система управления экономикой. Система управления в ОСС должна строиться по образцу и подобию управления в Советском Союзе – а чем она плоха? Поэтому в ОСС будет воссоздана та же структура Совета министров, в которой деятельность отраслевых министерств промышленности координирует Госплан, а функции управления будут осуществляться через госкомитеты: Госстрой, Госкомтруд, Госкомцен, ЦСУ (Росстат) и другие ведомства. В ОСС министерства будут управлять предприятиями напрямую, спуская им плановые задания и контролируя их выполнение. Для частника, у которого будет до трети экономики государства, управляющие воздействия так же изменятся: при каждом министерстве будут государственные НИИ и КБ, которые будут выполнять научно-технические разработки, разрабатывать нормативы затрат труда и материалов, повышать квалификацию работников частных предприятий в подведомственных учебных заведениях, проводить маркетинговые исследования по данной отрасли, помогать выходить на внешний рынок, и т.д.. Что касается участия работников предприятий в управлении производством, то оно будет осуществляться через профсоюзы и органы народного контроля.
Налоги, акцизы и сборы. Ещё Адам Смит, формулируя начала политической экономики, провозгласил, что для процветания нужны три вещи: мир, лёгкость в управлении и низкие налоги. Поэтому система налогообложения в ОСС будет значительно упрощена. НДС, налог на прибыль, отчисления на социальное страхование и НДФЛ будут заменены агрегатированным налогом с оборота (Но), поскольку все они взимаются с вновь созданной стоимости, что даёт следующие преимущества: он считается просто (умножением ставки на сумму реализации товаров), вносится в бюджет сразу по завершении сделки, легко контролируется и никакие схемы «оптимизации налогообложения» невозможны, сводит к минимуму число посредников. Расчёты показали, что величина ставки Но будет в пределах 11-12%, и хотя он будет применяться к цене реализации товара, это будет легче восприниматься, чем отчисления на соцстрах в размере 32%, налога на прибыль 28% и НДС – 18%. Кроме этого, поскольку налог с оборота является источником выплат пенсий и финансирования медицинского обслуживания населения, отпадает надобность в формировании пенсионного фонда и ФОМС с соответствующим сокращением численности и расходов на содержание аппаратов управления этих фондов Налоги, имеющие рентную природу (акцизы на винно-водочную и табачную продукцию, налог на землю, НДПИ и т. п.) на добычу полезных ископаемых, таможенные пошлины), остаются прежними, а двойного налогообложения, как например, на имущество в ОСС быть не должно. Разумеется, будет всемерно применяться налоговое стимулирование с тем, чтобы всемерно поощрять деловую активность и творческую инициативу, предоставляя налоговые каникулы на 3 года для вновь создаваемых малых предприятий и на 5 лет для венчурных организаций.
Денежно-банковская система. Чтобы все рассмотренные выше институты ОСС могли действительно обеспечивать социальную справедливость, необходимо иметь и соответствующую денежно-банковскую систему (ДБС). На заре развития товарного производства появилась две системы денежного обращения: государственная или казначейская, связанная с реальной экономикой, и частно-банковская, где идёт торговля специфическим товаром – деньгами. Как сказал К. Маркс, «… первоначальная и всеобщая формула капитала, сокращённая до бессмысленного резюме … деньги, высиживающие деньги» . В дальнейшем банки, с неудержимым устремлением их частных владельцев к максимизации прибыли, практически повсеместно подчинили себе всю систему государственного денежного оборота, а во многих странах и центробанки стали частными или «независимыми», как в России.
Отсюда следует, что надо вновь вернуться назад в исходную точку и развести в разные стороны государственно-денежный и банковский оборот. Для этого необходимо Казначейство преобразовать в бюджетно-казначейскую банковскую систему (БКБС), а Центробанк страны должен вернуться на то место, которое ему и предназначено – быть регулятором банковской сферы, а не денежного обращения. И функции банков ограничить исключительно выполнением кредитно-депозитных операций. Это позволит нормализовать всю денежно-банковскую систему, поскольку она станет полностью подконтрольна государству. А поскольку эмиссия становится функцией Казначейства, то деньги будут направляться в экономику в таком количестве, которое будет необходимо для подъёма народного хозяйства.
Главной особенностью предлагаемой бюджетно-казначейской банковской системы является то, что весь ритейл, т. е. ведение расчётно-учётных операций передаётся из системы коммерческих банков в приходно-расходные кассы казначейства (ПРК), в которых обязаны открывать расчётные (текущие счёта) все бюджетные организации и предприятия вне зависимости от форм собственности и подчинённости. Таким образом, коммерческие банки вообще исключаются из системы расчётов – все без исключения платежи за товары и услуги, взносы, перечисления и переводы денежных средств как физических, так и юридических лиц, идут только через ПРК казначейства. Точно также и каждому работающему и неработающему гражданину открывается единственный лицевой счёт в близлежащем от места проживания ПРК. Второй уровень образуют территориальные расчётно-кассовые центры казначейства (ТРКЦ), куда из каждого ПРК поступают налоговые поступления и где находятся корсчета каждого ПРК региона. И оттуда же, на счета всех бюджетных и не бюджетных организаций поступают средства из федерального и регионального бюджетов. Сформированные в ТРКЦ налоговые платежи перечисляются наверх, в казначейство страны, в его бюджетно-казначейский банк.
На высшем уровне находится собственно сам бюджетно-казначейский банк – БКБ РФ, как главный регулятор денежного обращения в стране. Таким образом, образуется глобальная расчётная система, где каждый ПРК будет связан со всеми другими ПРК линиями электронных средств связи. На единственный счёт каждого предприятия в ПРК будет поступать как выручка за реализованные товары, и с него же осуществляться все платежи за сырьё, материалы, комплектующие, оргтехнику, энергию и услуги других организаций. И в этих же ПРК находятся лицевые счета работников предприятий, на которые зачисляется заработная плата и прочие денежные выплаты и поступления. То есть, в ПРК находятся счета и совершаются операции не только юридических, но и физических лиц. Неработающие граждане – дети, пенсионеры, студенты будут также иметь лицевые счета в ПРК по месту жительства. Таким образом, каждый гражданин, как работающий, так и неработающий, может иметь только один единственный лицевой счёт.
Все расчёты между юридическими лицами будут осуществляться исключительно в безналичной форме и в электронном виде, а что касается наличных, то все юрлица лишаются права их принимать и даже выдавать наличные на зарплату персоналу. Это правило касается и физических лиц – все приобретения и оплату услуг они осуществляют с использованием пластиковых карт, на которую зачисляются зарплата и поступление денежных средств из других источников. Наличные граждане могут получить на руки только через банкоматы. И то – ограниченно, например, для приобретения продуктов на рынках или оплаты услуг индивидуальных предпринимателей. Но и те, продав весь товар или оказав услугу, выручку наличными опять же понесут в банкомат, чтобы она была зачислена на банковскую карточку (БК) и на их счёте в ПРК появилась сумма, которую они могут потратить в магазине или оплатить коммунальные услуги. Таким образом, весь денежный оборот страны будет полностью централизован, а наличный будет сведён к рыночно-индивидуальному.
Вопросы накопления и кредитования в предлагаемой системе – прерогатива банковской системы. ПРК осуществляют исключительно расчётно-учётные операции, не открывают депозитные счета и не выдают кредиты. Депозитно-кредитные операции выполняют банки, для чего и банковская система тоже реформируется: с их диверсификацией будет покончено, все банки специализируются по видам операций на сберегательно-депозитные, коммерческие, инвестиционные и ипотечные. Владелец счёта в ПРК, неважно, кто это – юридическое или физическое лицо, может переводить свободные денежные средства только в сберегательный банк, накапливая их там на депозите. А за кредитами, в зависимости от того, на что нужно получить кредит – пополнение оборотных средств, купить вещь, на строительство или реконструкцию, или вступить в ипотеку, ему нужно обращаться в другие банки.
Чтобы стимулировать граждан делать сбережения, используется механизм демереджа («платы за простой») – если сумма остатка на счёте в ПРК не направляется на сбережение в сбербанк, то она в конце месяца уменьшается на заранее установленный процент. И гражданин ставится перед выбором – либо он должен потратить свободные деньги до наступления контрольного срока, либо направить их на депозит в сберегательный банк, либо приобрести ценные бумаги (акции, облигации государственного займа или иные обязательства). Точно так же будут действовать механизмы сбережения и для юридических лиц. Кроме того, каждое предприятие должно иметь, как и при советской власти, спецссудный счёт в инвестиционном банке, на котором будет аккумулироваться амортизация, госбюджетные ассигнования, кредиты на строительство и реконструкцию и поступления из фондов развития и средства на выполнение предприятием социальных программ.
Экспортно-импортные операции осуществляются через специализированные банки Казначейства – ВЭБ и ВТБ, которые будут устанавливать курсы валют исходя из принципа соблюдения паритетных и равноправных отношений в торговле между Россией и другими странами. При этом хождение и использование инвалюты в стране должно быть полностью запрещено. Ни в подразделениях Казначейства, ни в комбанках предприятия не могут открывать валютные счета, а следовательно, и выводить средства за рубеж. Для граждан единственная возможность совершить обмен рублей на доллары или другую валюту будет лишь при выезде за границу по турпутёвке или по служебным делам международного характера. Предъявляешь проездной документ в зоне таможенного контроля и меняешь рубли на доллары, а возвращаясь назад – их остаток на рубли.
Казначейская денежно-банковская система позволит: а) получать первичные данные по статистике и фиксировать все бюджетные параметры в режиме онлайн; б) автоматически фиксировать денежные операции граждан по доходам и по расходам; в) снизить инфляцию до минимума; г) устанавливать ставки по кредиту на уровне операционных расходов (в пределах 1-2%); д) значительно облегчить сбор налогов; е) положить конец коррупции как явлению, поскольку позволит автоматически фиксировать соответствие расходов чиновников и депутатов их доходам; ж) резко снизить уровень экономических преступлений; з) стать мощным драйвером экономического роста, т.к. исчезнет его торможение коррупцией, высокими процентными ставками и дефицитом инвестиций; и) устранить полностью валютные спекуляции.
Суверенизация внешнеэкономической деятельности отношений и внешней политики. При превышении порога удельного веса импорта более 10-15% экономический суверенитет страны начинает ослабляться в геометрической прогрессии. Пример России показывает, что всегда, когда она открывала свои границы для иностранных товаров, это наносило ощутимый ущерб производству отечественных товаров и тормозило рост экономики. И наоборот, когда закрывала, наступало процветание и она занимала прочное положение на международном рынке. Точно так же вступление в международные союзы и выполнение обязательств по ним ослабляла её и приводила к катастрофам (союз с Антантой – I-ая мировая, гражданская война). Поэтому государство социальной справедливости должно придерживаться принципа взвешенной автаркии или сбалансированного изоляционизма. Для экономики это значит, что все материалы, сырьё, машины и оборудование, сельхозпродукция и товары бытового назначения для внутреннего потребления должны производиться и выращиваться внутри страны, а закупаться по импорту лишь те, производство которых невозможно в силу отсутствия природных условий (цитрусовые и другие тропические фрукты). Конечно, никакое государство не может не принимать участия в международной торговле. Но ограничивая импорт самой жизненно необходимой продукцией государство будет иметь: во-первых, полную занятость; во-вторых, высокий конкурентный стимул; и в-третьих, высокую договорную способность. Для реализации условий взвешенной автаркии в ОСС действует монополия государства на все внешнеторговые операции, государство не входит ни в какие международные торговые союзы типа ВТО, никакие международные законы не могут иметь приоритет над национальными, не принимаются никакие условия, подрывающих суверенитет.
Международные отношения и внешняя политика являются продолжением и дополнением внутренней политики, а потому ведущим здесь будет тот же принцип сбалансированного изоляционизма, что подразумевает воздержанность от вступления в международные организации, настроенные враждебно или использующие их для оказания политического давления, как например, ПАСЕ. А также руководствоваться принципом невмешательства во внутренние дела других стран, и не вхождения во всякие блоки. Разумеется, никакой самоизоляции быть не должно – в олимпиадах и других соревнованиях, научных форумах, кинофестивалях и других культурных мероприятиях, международных обменах для студентов, учёных, преподавателей, специалистов и художников, и т. п., общество социальной справедливости будет принимать участие. В ООН, АТЭС, БРИКС, ОДКБ и других совещательных органах страна также будет сохранить членство, но от сотрудничества с МВФ, МБРР, Всемирным банком, являющихся инструментами и проводниками глобализации, в ОСС будут воздерживаться.
Политико-общественное устройство общества социальной справедливости.
Если по определению Ленина «политика есть самое концентрированное выражение экономики...» , то в обществе социальной справедливости не должно быть борьбы различных партий и течений за власть, если отсутствуют условия для «организованного насилия одного класса для подавления другого». Это будет беспартийное общество с социальными лифтами для всех граждан без различия их материального и социального положения, что и обеспечит подлинное народовластие. В соответствии с этим образование органов законодательной и исполнительной власти будет происходить следующим образом: 1. Каждый гражданин имеет право выдвинуть свою кандидатуру в Советы первого уровня (для сёл и деревень, малых городов и районов больших городов) без сбора каких-либо подписей и, в случае поддержки жителями, становиться депутатом. 2. В Советы крупных городов, области, края, отдельной республики и страны в целом выдвижение кандидатов осуществляется из депутатов Советов низшего уровня также путём самовыдвижения. 3. Для выборных органов любого уровня устанавливаются ограничения или квоты представительства для рабочих, предпринимателей, чиновников, работников СМИ и культуры, и т.д.. Это и будет тот социально-политический лифт, который позволит отбирать на каждый уровень управления наиболее достойных, которые обладают опытом умело и квалифицировано решать наболевшие вопросы. И потому на должность Президента страны никогда не попадёт человек, который начал восхождение к высокой должности минуя пост районного депутата.
Социальное обеспечение, воспитание и образование в ОСС будет осуществляться на основе реализации коммунистических отношений, поскольку в их основе лежит базисный геном для любого общества, в том числе и капиталистическом. Но по-коммунистически, т. е. «по потребности» и бесплатно, вне всякой зависимости от материального положения семьи и гражданина, могут удовлетворяться только общественно необходимые потребности индивидуума: государство в ОСС обеспечивает нормальные для всех граждан условия в части проживания и коммунального обслуживания, воспитания и образования, выявления и развития способностей, медицинского и социального обслуживания населения, права одинакового доступа к общенародному достоянию, к которому относятся не только недра, но и культура и культурное наследие, обеспечение полной занятости населения. Укрепление национального единства в обществе на основе воспитания любви к Отечеству, высокой культуры и духовности есть также один из постулатов коммунистических отношений. Семья – ячейка общества, поэтому в ОСС ей будет уделяться первостепенное внимание: вступающие в брак должны в обязательном порядке предварительно пройти курсы семейной жизни, а будущие мамы и папы перед зачатием в обязательном порядке укреплять своё здоровье. Рождаемость будет поощряться предоставлением многодетным семьям различных льгот, а аборты запрещены кроме тех, что следует делать по медицинским показаниям. Дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей будут направляться в приёмные семьи (детских домов не будет!).
СМИ в обществе социальной справедливости, как важный и необходимый элемент поддержания морали и нравственности в обществе будут исключительно государственными. Поэтому там не будет засилья бандитско-милицейских сериалов и фильмов, живописующих быт богачей, продажных фсбэшников, госчиновников и богачей-нуворишей, сериалов типа «Школа» и шоу «Дом-2». Спиртные напитки в кино и на ТВ распивают и курят, мошенничают и воруют только отрицательные герои и оступившиеся люди. Из программ кино, радио и телевидения устраняется засилье иностранщины, допустим показ только зарубежных шедевров. Прекратится рекламное насилие в СМИ. Её место в специализированных информационных изданиях, а не на каналах государственных СМИ, которые будут содержаться за счёт бюджета.
Судебная система, правоохранительная и правоприменительная деятельность в ОСС. Какой бы не была совершенной экономическая и социальная организация общества, и реализация коммунистических принципов в деле воспитания подрастающего поколения, преступность и нарушения норм поведения в обществе будут. Но по мере развития коммунистических отношений и проведения разъяснительно-воспитательной работы количество преступлений против личности будет постоянно уменьшаться, а преступления экономического характера, особенно коррупция, с введением безналичных форм расчёта и передачей расчётно-учётных функций в ПРК Казначейства вероятнее всего вообще исчезнут, что было показано выше.
При этом функции судебной, правоохранительной и правоприменительной систем изменяются таким образом, чтобы в их взаимодействии не было круговой поруки, а каждая полностью отвечала за свою работу. Для этого прокуратура освободится от функций следствия и государственного обвинителя, становясь главным контрольным органом соблюдения законности при задержании, ведении следствия и предъявления обвинения и в судебном процессе. Право возбуждать уголовное дело, вести расследование и предъявлять обвинение от имени государства переходит к следствию. Прокурор лишь проверяет обвинительное заключение с точки зрения соблюдения закона и даёт согласие на направление в суд или возвращает на доследование, но не утверждает. Наблюдая за состязанием обвинения и защиты в судебном процессе, прокурор не поддерживает ни обвинение, ни защиту, а только осуществляет контроль за соблюдением процессуальных норм, вынося протесты в случае их нарушения. Судьи не назначаются, как сейчас, а избираются гражданами соответствующего территориального образования из числа лиц, имеющих не менее чем 10-летнюю практику работы в качестве следователя, прокурора или адвоката. Результат такой реорганизации будет один – число незаконных приговоров районных судов, отменяемых вышестоящими судами, резко снизится, поскольку дела с недоказанными фактами просто не будут доводиться до суда. Но и оправдательных приговоров тоже практически не будет, поскольку это означало бы брак в работе следователя и прокурора. И в результате число граждан, содержащихся в местах лишения свободы, резко сократится. При этом главным методом исправления будет обязательное привлечение к труду, для чего в колониях и тюрьмах и даже в СИЗО будут соответствующие производственные подразделения.
Заключение
Итак, третий путь развития есть разумное сочетание социалистического и капиталистического укладов хозяйствования с единоличными и коллективными формами собственности, при удовлетворении общественных потребностей по-коммунистически. Многоукладность экономики, опирающаяся на государственную собственность земли, инфраструктуры и денежно-банковской системы, суверенизация внешнеэкономической деятельности обеспечивают бескризисное и безинфляционное развитие. Таким образом, если экономика опирается на централизованное планирование производства средств производства в госсекторе, а удовлетворение всё возрастающих потребностей населения в товарах и услугах осуществляется на основе свободы рыночных отношений в частном секторе экономики, то мы получаем общество социальной справедливости, в котором будет всеобщее благоденствие и процветание. Вот таким и представляется государство будущего
11 февраля 2015 года
Евгений Скобликов
|