xommep.livejournal.com 31.03.2016 15:38
Продолжаю цикл статей про торговлю информацией - в ходе написания второй части статьи мысль забрела в сильно высокие и глубокие слои бытия, хотя изначально весь цикл хотел посвятить проблеме образования и ограничения доступа к информации. Полтора года назад уже писал статью примерно на эту же тему, про бессмысленность современной системы образования[1] - вот, сегодня поговорим о том, как же так вышло, с системной точки зрения.
Лет 100 и даже 50 назад Человечество проживало в условиях постоянной нехватки ресурсов для всего, и главным дефицитом был образованный Человек – для выполнения стоящих перед обществом задач нужны были подготовленные специалисты, и их постоянно не хватало. В этих условиях общество (в основном – Государство) постоянно вкладывалось в образование, и новые школы-училища-университеты строились по всему миру – от Африки до Калифорнии и Подмосковья; да что говорить, мой родной НГУ основан в 1959-м[2]. Таковы были потребности общества, отсюда и интерес к образованию, и престиж оного.
Где-то в 1960-х годах всё сломалось – и у нас, и в Западном мире. Мы всё ещё запускали космолёты и строили атомоходы, но от общества взрывного роста перешли к размеренному развитию – у нас это вызвало Застой, а на Западе – де-Индустриализацию. Так, например, на похоронах одной из ключевых фигур этого процесса, Маргарет Тэтчер, англо-саксонский народ порвал бы не один баян, если бы они у них были. И вместе с переходом от Индустриального общества к "пост-индустриальности" произошло неминуемое – инфляция образования.
Поясню. В старых, индустриальных, реалиях, чем больше образованных спецов, тем лучше – их постоянно не хватало, и это тормозило развитие общества. С переходом на пост-индустриальные рельсы экономики, нужда в специалистах "старого" типа отпала, и системе образования пришлось как-то выкручиваться, чтобы остаться на плаву.
Первое время она продолжала делать вид, что ничего не произошло, и выпускала спецов "старых" специальностей – только они уже были никому не нужны, и это сформировало тот самый слой "образованцев[3]", про которых писал ещё Иудушка наш Солженицын. На Западе происходило то же самое, про это лучше знающие люди расскажут. Разные специалисты нужны экономике, которая массово меняет направление – одно дело, когда вся страна, условно говоря, работает "на космос" и "на войну", и совсем другое – когда она лениво повышает надои молока и фиксирует прибыли.
Сформировалась скрытая безработица "образованцев" - особенно ярко это застало моё поколение, которое поступало в ВУЗы ещё в советских реалиях, а заканчивало уже совсем в других. Ещё вчера ты был востребованным специалистом, которому государство (или бизнес) сразу со школярской скамьи выдавало всяческие плюшки, а теперь ты никто и иди, крутись как хочешь. Но, на самом деле, аналогичные процессы шли в "первом" и "втором" мире с 1960-х годов. Появилась целая прослойка интеллигенции, которая даром никому не нужна, но которая помнит о привилегиях, почти сословных в лучшие годы индустриального общества, и которая мнит себя солью земли.
Вот мы и добрались до сути статьи – всё вышенаписанное по сути банальности и очевидности. Суть же проблемы в том, что образование превратилось в товар - как и всё в нашем поражённом монетаризмом[4] мире. " Либерал " с монетаристской системой ценностей[5] привычно спросит "ну и чё, во всём мире так?" - измерять всё на свете в бабле сейчас является нормой. Но в прошлой статье показывал, что информация – это особая сущность, она может иметь товарные свойства, но в общем случае не обязана – ибо её копирование бесплатно и не делает делящегося ей беднее.
Отсюда следует очевидный вывод – для монетаризма и капитализма в условиях перепроизводства образованцев естественно ограничивать распространение информации, включая образование. Потому что с монетаристской точки зрения делящийся по сути бесплатной информацией специалист плодит тем самым конкурента и недополучает прибыль. Я в статье про соревновательность упоминал про гибельность конкуренции для Человечества – и вот тут как раз наиболее ярко проявляется её неадекватность.
Если внезапно кто-то вдруг внимательно читал статьи по ссылкам выше, у него может возникнуть впечатление, что я сам себе противоречу – в статье про бессмысленность образования[1] призываю сокращать число "образованцев", а тут – обличаю монетаризм за то же самое. Но у меня, как обычно, речь идёт за суть проблемы, а не звонкие слова и слоганы. По сути современная образовательная система переродилась из системы донесения знаний до людей в поставщиков образовательных услуг, а это не одно и то же. Вот с системой услуг я как раз и предлагаю бороться, и при этом всячески поддерживаю образование в подлинном смысле.
Образова́ние[6] — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]»
А в современной "системе образования" на первый план выходит, как нетрудно догадаться, никакое не образование, а заработок бабла. Именно поэтому она плодит и плодит бесполезных в хозяйстве специалистов, лишь умножая скорби скрытую безработицу. И это не козни кровавых жЫдомасонов, а сама логика работы системы, при которой Министерство культуры даже не задумывается, что такое, собственно, культура[7] , а образование занимается заработком бабла.
Всё это произрастает очевидным образом из одномерной системы ценностей монетаризма - "деньги превыше всего". Эту фразу в своих статьях повторяю постоянно – вдруг да дойдёт до кого-нибудь.
Когда человек обладает ценной информацией, которой он готов поделиться – статья, книга, доклад, образовательный курс – в нормальной человеческой системе ценностей он и должен естественным образом ею поделиться, как можно шире, и общество должно быть в этом заинтересовано; разумеется, если информация достоверная[8] . Распространение дезинформации в обществе, имеющем себя информационным, должно караться на уровне уголовных преступлений, такое моё мнение, хотя это в данном случае и оффтоп.
А что происходит в монетарном обществе – прежде чем поделиться любой информацией, человек всегда думает "а что мне за это будет?". Если информация уйдёт в массы без монетизации, то есть без конвертации себя в бабло, автор считается "ничего не добившимся" - потому что высшая ценность, повторюсь, измеряется в деньгах. Поэтому-то и образование сейчас не несёт разумное-доброе-вечное (если только прицепом к основной функции), а зарабатывает денежку; впрочем, как и культура и спорт, и все остальные отрасли " экономикса[9] ".
Визуально ничего не поменялось – те же профессоры учат почти тех же студентов в тех же аудиториях, почти тому же самому; вот только суть процесса кардинально поменялась. Как современная Россия это перерождённый СССР – те же люди, те же дороги, те же дома, только смысл совсем другой; вместо построения светлого будущего одно бабло.
В итоге, несмотря на кажущуюся доступность информации, монетаризм по сути ограничивает образование населения, заменяя его тиражированием бессмыслицы[10] про котиков, да рекламной ахинеи. Количество студентов в ВУЗах увеличивается год от года, вот только сейчас это скорее минус, чем плюс – именно от сбитых смыслов существования системы "образования". Не нужно экономике столько дипломированных спецов, и по сути вся эта монстроидальная конструкция производит будущих офисных хомяков, бессмысленных и беспощадных. Вместо повышения образовательного уровня всего населения – какие-то идиотские "реформы" образования, которые направлены на монетизацию[11] и дальнейшему превращению процесса обучения в сферу услуг.
На эту тему есть военная присказка, практически в тему - "Стране нужны герои, а рожают дураков" (смягчено). Система "образования" сейчас фактически играет против общества; в этом она недалеко ушла от системы "культуры", которая занимается развлечением и скорее зверит и скотинит Человека, нежели образовывает и повышает его культурный уровень. Не говорю, что надо всё срочно развалить и вернуться в церковно-приходские школы; но без смены парадигмы развития всего общества так и будет продолжаться, какими бы гениями не обсадить все командные должности. Всё - от неправильных смыслов[12] в обществе.
Нельзя говорить, что ты играешь в шахматы, если твоя задача – нарубить побольше пешек. Почему эта банальность до сих пор – удел одиночек, в голове не укладывается.
Статья "Капитализму приходит конец" западного экономиста – уже не только кровавые коммуняки про это говорят.
Ссылки
|