Во все времена религия отождествлялась с духовностью. Считается, что религиозность придаёт поступкам человека морально возвышенное содержание, а принадлежность к той или иной религиозной церкви делает его соучастником Божьих дел на этой земле. Именно принадлежность к той или иной церкви с точки зрения регулярных посещений делает человека духовным. Однако справедливости ради следует отметить, что сам факт посещения церкви не является показателем духовности. Можно привести множество примеров по этому поводу, подтверждающих прямо противоположное. Да и читающий наверняка лично сталкивался в жизни с подобными случаями.
Сегодня обществу откровенно навязывается мнение о том, что безрелигиозность – это выражение бездуховности и прямой путь к аморальной жизни. Вместе с тем, можно не посещать церковь, не принадлежать ни к какой деноминации, но быть порядочным человеком, т.е. таким, у которого планка моральности в его поведении гораздо выше, нежели у религиозного человека, регулярно бывающего на служениях в церкви. К примеру, российская так называемая политическая элита, которая по определению таковой не является, подчёркнуто религиозна. Вместе с тем, эта же самая элита по уши погрязла в коррупции и беззаконии и всех тех пороках, которые характерны для современного общества. И не просто погрязла, а является генератором того беспредела, который царит в стране, и с которым она якобы борется, не покладая рук.
Это наталкивает на определённый вывод. Каждый человек может быть ангелом или бесом. Это его свободный, осознанный выбор, который абсолютно не зависит от принадлежности к религиозной конфессии, а который определяется знанием библейских истин, желанием реализовывать их в реальной жизни и умением получать осязаемый полезный результат в процессе осуществления адекватного (соответствующего быстрым изменениям современной жизни) поведения человека. А последнее во многом зависит от состояния той среды, в которой проводит большую часть своего времени человек, начиная с рождения и которая должна поспособствовать формированию самодостаточности личности. Только самодостаточный человек способен после наступления совершеннолетия и прекращения родительской опеки контролировать свои поступки и поведение в целом посредством реализации сформированной на том или ином уровне самостоятельности в принятии оптимальных (обоснованных и выгодных) решений, осуществление которых и позволит достигать поставленных целей на пути к своему призванию. Только свободный и благоразумный (последнее есть не плод деятельности собственного или чужого ума, а проявление влияния мудрости, приходящей свыше) человек способен достигать выдающихся результатов в своей жизни. Посему, как говорил Михаил Жванецкий: „Всё разрешено в пределах совести, совесть в пределах Библии, а Библия в пределах знания”.
Религия и духовность – это не тождественные понятия. Более того, эти понятия противостоят друг другу. Религия – это форма мировоззрения, основанного на восприятии окружающей действительности через призму прошлого опыта – обычаев, обрядов, традиций. Религия выступает в качестве хранительницы исторических событий, происходивших в прошлом, в человеческой памяти. Она закрепляет устоявшиеся алгоритмы поведения человека, зачастую просто не объясняя сути выполнения тех или иных действий. В качестве аргумента в пользу целесообразности того или иного поступка используется утверждение, которое должно приниматься как аксиома, без доказательств: „Потому что так принято”. Однако прошлый опыт не всегда бывает положительным, а, следовательно, он не всегда полезен для человека с точки зрения обеспечения развития его личности и реального положительного влияния на его социальное благополучие.
Духовность же представляет собой стремление к развитию, что предполагает не только учёт прошлого опыта, но и существующих или формирующихся трендов во всех сферах жизнедеятельности. Духовность жизненно необходима современному человеку, который вынужден принимать решения в условиях динамичного изменения сегодняшней жизненной реальности. Динамичность является той особенностью современной жизни, которую не способен учесть в своих действиях религиозный человек, что и не позволяет ему адекватно отреагировать в нужный момент. Духовность способствует постоянной адаптации человека к происходящим изменениям, что делает его действия эффективными, т.е. такими, которые всегда приносят ему желаемый социально значимый результат.
Религия не тождественна морали, которая сама по себе является основным способом регуляции отношений в обществе, совершенствующих нашу жизнь. Религиозная вера не гарантирует духовности. В реальной жизни практически невозможно отличить верующих людей от нерелигиозных по их поведению. Однако есть общая черта, характерная для любого человека – тяга к сверхестественному.
В российском обществе наблюдается необычайный интерес и тяга людей к познанию духовного мира. Мистика, чудеса, паранормальные явления, самые разнообразные религиозные учения – эта тематика широко представлена в ассортименте книжной продукции, в печатных и электронных средств массовой информации. Такое положение сопряжено с глубоким социально-духовным кризисом: радикальным отрицанием материальных и культурных достижений советского периода, стремлением к духовному возрождению России. Сегодня в российском обществе начинают реально формироваться представления о сути бытия человека, о духовных истоках его происхождения.
Как и в других сферах жизнедеятельности российского общества, в духовной сфере существует ряд проблем, которые не позволяют сформировать адекватное общественное мировоззрение, гибкое мышление и менталитет. А ведь именно понимание обществом необходимости глубокого и зачастую болезненного реформирования экономики страны, проводимого государством в непростых условиях постсоветской действительности, является непременным условием успешного развития России.
Ведя разговор о духовных представлениях населения России, следует отметить их сугубо религиозный характер. Религия, как понятие, имеет множество определений. Однако все они в своей основе сводятся к одному: религия – есть человеческое представление о Боге. А, как известно, сколько людей, столько и мнений. Именно этим можно объяснить существование такого огромного количества религиозных течений и деноминаций в России. Конечно, нельзя сбрасывать со счётов и свободу вероисповедания, которая закреплена в действующем законодательстве, что, собственно, и послужило широкой экспансии западных религиозных воззрений и верований на территорию России. Однако главным, всё-таки следует считать низкий уровень духовных познаний российского народа, что является результатом многолетней работы советской атеистической пропаганды. Образовавшийся в результате этого духовный вакуум создал необходимые условия для восстановления и распространения наиболее известных мировых религиозных учений, а также того, что принято называть нетрадиционными верованиями и новыми религиозными движениями.
С современным состоянием российского религиозного сообщества связан целый ряд проблем. Прежде всего, весьма остро сегодня стоит вопрос его адаптации и адекватности относительно трансформирующейся жизненной реальности. Это указывает на наличие чрезмерного консерватизма в сегодняшней религиозной среде, которая, впрочем, никогда и не отличалось прогрессивными взглядами на жизнь.
Одной из наибольших проблем, стоящей перед российским религиозным сообществом и социумом в контексте общего религиозного возрождения, является утрата первичного понимания церкви как духовного столпа общества, источника и проводника истины на Земле, и подмена этого понимания культурными, политическими, национальными и другими ценностями, которые сами превратились в объект веры. Церковь – это не религиозная организация, не институциональное оформление той или иной конфессии и не религиозное собрание. Церковь – это общность порядочных в библейском понимании этого слова людей. Под порядочными людьми в данном случае понимаются люди, которые не только верят в Бога (что само по себе является для них аксиомой, не требующей доказательств), но и стремятся найти и воплотить призвание и предназначение (т.е. найти своё место в этой жизни и в вечности) посредством конкретных дел, а не на словах. Такие порядочные люди есть в любой без исключения стране. Их меньшинство, но они есть. Собственно, на них и держится всё общество, в котором они живут. В противном случае мир давно бы уже уничтожил сам себя, а планета Земля прекратила своё существование. Вот это и есть та самая настоящая элита общества, которая не паразитирует и спекулирует на благополучии других людей, а элита, которая ведёт за собой и несёт при этом всю полноту ответственности за принимаемые решения и последующие за ними действия. И объединены порядочные люди в библейскую церковь посредством духа созидания и саморазвития, который живёт в каждом из них. В этом единстве церкви не имеют значения ни национальность, ни конфессиональная принадлежность, ни должность, ни какой-либо другой признак, разделяющий людей. Все едины с точки зрения порядочности, все едины в духе созидания, саморазвития и прогресса, который и позволяет человеку максимально близко приближаться к идеалу – личности Иисуса Христа. Следует отметить, что ни одна религиозная церковь любой деноминации не попадает под это определение, а посему таковой не является, и не являлась ею никогда.
Суть религии напрямую связана с поликонфессиональностью, причиной которой являются различия во взглядах на сущность Бога. Эти взгляды сами по себе уже изначально неверны, потому что Бог один, и сущность Его одна. Различно мировоззрение, мышление и менталитет, которые и формируют те или иные взгляды на личность Творца. По своей сути каждое религиозное учение представляет собой идеологию, отражающую взгляды на сущность человеческого бытия. В связи с этим религия не может претендовать не только на роль государственной, но и общественной идеологии. Но, хотим мы этого или нет, а идеология, проповедуемая той или иной религиозной организацией, реально влияет на сознание и образ жизни людей, её исповедующих. В религиозных различиях заложена основа всех противоречий, раздирающих современное мировое сообщество.
Особо хочется подчеркнуть негативное влияние религии на экономику, состояние которой определяет уровень жизни населения той или иной страны. Профессор Гарвардского университета Роберт Барро и его жена Рэчел МакКлири много лет занимаются изучением влиянием религии на экономику. В ходе проведения исследований выяснилось, что чем чаще люди посещают церковь, тем медленнее растёт экономика. Причина такого положения состоит в том, что в таких странах значительная часть ресурсов тратится именно на церковь. Вместе с тем, учёные обратили внимание на положительное влияние веры как таковой (нерелигиозная вера в Бога и совершенство духовного мира, вера в вечную жизнь и неисчерпаемость человеческих возможностей). Учёные нашли доказательства истинности гипотезы секуляризации, согласно которой экономическое развитие притупляет религиозные чувства. При этом люди начинают верить в свои возможности, активизируется их внутренний потенциал, возрастает социальная активность. Это приводит к росту уровня самореализации в обществе. Человек перестаёт занимать выжидательную позицию, при которой на Бога возлагается и та часть, которая должна быть реализована самим человеком в его конкретных делах. Бог уже давно всё сделал для того чтобы человек нашёл своё место в жизни и был счастлив. Теперь дело за человеком, за его действиями, направленными на то, чтобы это состояние счастья и социального благополучия стало реальностью в его жизни. Молитвою сыт не будешь, ведь под лежачий камень вода не течёт. В жизни нужно шевелиться, иначе не получишь ничего, и религиозная церковь в этом деле не поможет никогда.
Как оказалась, степень религиозности населения зависит от позиции государства по отношению к религии – подавляет или способствует её развитию в стране. Это позволяет сделать важный вывод о том, что государство только своим отношением к религиозной среде может способствовать ускорению или замедлению экономического роста.
Особенно преуспели в создании условий для роста собственного социального благополучия пастора протестантских церквей, большинство из которых давно сколотили себе приличное состояние, живут в шикарных особняках, ездят на фешенебельных автомобилях. Причём все эти блага предоставлены им в основном за счёт прихожан церкви, которые платят „десятину” и которые в подавляющем большинстве не являются обеспеченными людьми. Они просто верят, что эти деньги идут на дело распространения Евангелия в обществе. Тогда как очень часто денежные средства банально присваиваются под различными предлогами служителями церкви с благословения и под непосредственным руководством самого пастора. Одной из широко распространённых технологий финансовых злоупотреблений, используемых пасторами, является вовлечение прихожан церкви в деятельность финансовых пирамид. При этом наживкой служит обещание пастора быстрого финансового роста и процветания для того, чтобы финансовые проблемы не мешали пастве максимально полно сосредоточиться на служении Богу и больше времени проводить в церкви. Закон религиозного мира – человек человеку сначала выгода, а потом волк – в действии.
Служение деньгам, как идеологическая основа либеральной экономики, к сожалению стала неотъемлемой частью жизни украинского общества. Это касается не только власть имущих. Эта зараза проникла во все религиозные организации. Не стала исключением и протестантская церковь, которая по своей сути не менее религиозна, чем все остальные духовные институции. Пропаганда западных либеральных ценностей, которая открыто ведётся в подавляющем большинстве протестантских церквей России, убивает на корню нашу государственность, толкает людей в безысходность, нищету и разочарование.
Протестантская церковь сегодня способствует экспансии западного образа жизни, которая входит в явное противоречие с нашим менталитетом. Пастора активно используют возможность быстрого личного обогащения, выступая добровольными проводниками чуждых нам идей и ценностей. Они не проповедуют о том, как найти призвание в своей жизни, как выполнить своё предназначение, потому что сами не знают этого. А ведь истина как раз и состоит в том, что каждый человек способен увидеть, понять и реализовать призвание в своей жизни: „… так как истина в Иисусе – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а облечься духом ума вашего; и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Послание к Ефесянам 4:21-24). Но знать это недостаточно, нужно ещё уметь воплотить провозглашённую в Библии духовную истину и смыл жизни каждого человека в реальность. А вот здесь и находится тот самый глухой угол, из которого не видят выхода очень многие протестантские пастора, которым поголовно не хватает образованности, элементарного жизненного опыта, духовной и общей культуры. По этой причине многие из них встают на путь финансовых злоупотреблений. Таких фактов со стороны пасторов христианских церквей столько, что в обиход вошло понятие „христианские олигархи”, причём настолько прочно, что это уже нисколько не удивляет.
К большому сожалению, среди пасторов так же мало добросовестных, ответственных и порядочных людей, как и во всём обществе. С этой точки зрения ни пастора, ни сами прихожане практически не отличаются от остальных граждан, которых они постоянно противопоставляют себе. Уровень пасторских проповедей очень низок. Информация такого уровня полезна для только что пришедших в церковь людей и детей и абсолютно бесполезна, а значит, неинтересна образованным людям, нуждающимся в новых, более глубоких библейских знаниях, которых религиозная церковь им дать не в состоянии. Это следствие элементарного незнания Библии и недостаточного уровня компетентности в том деле, которым занимаются пастора.
Если каждый человек и российское общество в целом не пойдёт в направлении поиска и реализации своего призвания, Россия никогда не сможет стать социально благополучной страной с эффективной экономикой. Система государственного регулирования подробно описана в Библии. И если эту модель (а это и есть модель построения инновационной экономики) не реализовать в жизнедеятельности общества, то страна так и будет сидеть в коррупции и нищете. Процветать будут только власть имущие и пастора, проповедующие идеологию, которая давно изжила себя и сгнила.
Следует отметить возрастающую роль религии в политике. Традиционная церковь не остаётся безучастной к происходящим в стране и за рубежом событиям, оказывая влияние на формирование конкретной внутренней и внешней политики. На самом деле такой подход абсолютно не содействует консолидации общества. Государство всегда стремится добиться лояльного, покорного отношения со стороны общества для оправдания собственных ошибок в управлении социально-экономической трансформацией, связанных с отсутствием должного уровня профессиональной компетенции у политиков, стоящих у власти на всех уровнях. Неумение управлять всегда можно прикрыть широкомасштабным манипулированием общественным мнением. А манипулировать можно только тогда, когда общество представляет собой „серую биомассу”. И вот в этом деле нет лучшего помощника для государства, чем религия. Ещё Александр Герцен говорил, что „все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве”. „Религия – это не что иное, как цепи, выдуманные для того, чтобы закрепить узы политического гнёта”, - это слова Пьера Сильвена Марешаля, известного французского писателя, просветителя, философа, публициста и политического деятеля.
Существующее в России конфессионное разнообразие объясняется ещё и психологической войной, которую ведут сегодня США и ЕС против России. Кроме этого в России возникла новая социальная проблема, связанная с деятельностью тоталитарных объединений. Большой контингент граждан, привлечённых к новым верованиям, оказался изъятым из актива трудовых ресурсов страны. В их сознание внедряется враждебное отношение к культурно-национальным ценностям, государственным и общественным интересам. Поэтому вопрос о новых религиозных движениях является одним из самых актуальных для сегодняшнего украинского общества.
Полноценное развитие общества и народного хозяйства невозможно без вовлечения в регулирующий процесс духовной составляющей жизни. Для каждого человека важно понимать первопричину всего материального, что окружает его в этой жизни, первопричину самого себя, роль и место каждого человека в этом мире. Духовные представления человека являются органичным элементом общественной идеологии каждого народа. Это сложное и многогранное социальное явление возникает на определённом этапе исторического развития общества и функционирует в неразрывной связи с его жизнью. Духовные представления не остаются неизменными, так как и общество, чьи интересы они призваны удовлетворять, не остаются статичными. Духовные представления неразрывно связаны с этнопсихологической самоидентификацией народа и в этом смысле являются мощным стимулом для его самоутверждения в рамках мировой цивилизации.
С точки зрения государства духовные представления представляют собой инструмент формирования самосознания общества, влиять на которое совершенно необходимо. Ведь от того, каким представляет себя общество, какое место отводит оно само себе в ряду стран с точки зрения экономического развития, ровно таким и будет конечный результат общественно полезной деятельности.
Сформированное у общества и у каждого человека в отдельности умение легко адаптироваться, приносить пользу себе и обществу, не нарушая общепринятых библейских норм морали и нравственности, позволяет говорить о том, что государство оказало положительное влияние на самосознание общества и тем самым обеспечило производство нового человека, способного успешно противостоять всем катаклизмам, связанным с издержками становления и развития рыночных отношений. Именно формирование самосознания человека лежит в основе духовного поведения общества, которое является одним из главных элементов его совокупного гуманитарного поведения, обеспечивающее развитие духовной сферы.
Вместе с тем, критикуя религию, не стоит забывать о том, что это значимое явление в жизни человеческого общества. Имеет ли право религия на существование в нашей жизни? Да, безусловно. Религия – это важнейший инструмент самоидентификации народа в мировом сообществе. Религия является хранительницей национальных обычаев, традиций, обрядов. Она есть носитель исторической памяти народа, которая помогает учесть все ошибки и недостатки с тем, чтобы не повторять их в процессе созидания настоящего и будущего своей страны. Религия – это часть культуры народа. Только в этом качестве религия может полноценно служить обществу и выполнять функцию одной из специфических сфер его жизнедеятельности.
Именно по причине того, что религия не выполняет свою функцию, мы не знаем свою настоящую историю, суть той миссии, которая возложена на славянский народ в мировой истории. Мы не знаем, кто мы на самом деле. Мы не знаем, откуда мы пришли и где наше место в истории человеческой цивилизации. Во многом по этой причине мы не можем сегодня понять, что нам делать и куда нам идти в этой жизни. Вместо того чтобы гордиться своими предками и жить лучше их (а жили они очень хорошо; нигде в мире, только на Руси, купола церквей покрывали золотом; его было настолько много, что оно использовалось в качестве защиты от дождя помещений церквей, а не только как средство обогащения и обмена), мы сегодня подражаем западным странам, которые когда-то платили дань нашим предкам и очень хотели жить так, как жили в своё время славяне на Руси.
Попытки изменить роль религии в процессе общественного развития и представить её в качестве проводника воли Бога на этой земле будут неизменно терпеть крах и заводить общество в тупик, поскольку это не её законное место в плане мироздания Творца. А всё, что противоречит естественному (изначально сотворённому для достижения заранее определённой цели) положению вещей в материальном мире, будет обязательно приходить к состоянию стагнации и подвергаться самоуничтожению.
Религия – это опиум для народа, стремящегося уйти от проблем бытия в мир иллюзий. Но жизнь – это не фабрика грёз, а суровая реальность. Решать проблемы рано или поздно придётся. И религия не в состоянии оказать помощь человеку в его противостоянии возникающим в жизни трудностям. Религиозная вера слепа. А слепой поводырь может завести слепого только в яму, куда попадут оба. Поэтому государство должно об этом знать и создавать благоприятные условия для формирования адекватных духовных представлений общества, основанных не на религиозных традициях, а на библейских истинах, направленных на обеспечение развития духовности. Только такой подход может обеспечить построение инновационной экономики России, высокий уровень жизни населения, его социальное благополучие, в основе которого лежит духовный и экономический рост общества.
|