14 января 2013 Елена Гладкова на www.odnako.org
Депутаты Государственной Думы требуют проведения парламентского расследования в отношении критериев Минобрнауки для оценки эффективности вузов. Необходимые для старта 90 депутатских подписей уже собраны, сообщил «Известиям» руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьёв.
Поводом к разбирательству стало «нарушение гарантированного Конституцией права россиян на образование». Кроме того, депутаты КПРФ узрели в скором принятии критериев эффективности коррупционную составляющую, поэтому их запросы, помимо парламента, скорее всего, будут направлены в Генпрокуратуру и в Счётную палату.
Вадим Соловьёв пояснил позицию фракции:
— Непонятно, кем и как утверждались критерии оценки вузов. Из-за них клеймо «неэффективности» получили многие ведущие вузы нашей страны, которые еще с советского времени готовили высококвалифицированных специалистов. В результате массовых акций протеста — депутатских, студенческих, профсоюзных — какую-то часть они были вынуждены срочно изменить. Это как раз показатель того, что никакой объективной эффективной системы проверки не было… В Москве под сокращение попали вузы с капитальными зданиями в пределах Садового кольца. Возникает сомнение, для чего всё это делается, что за всем этим стоит.
Олег Смолин, первый зампред комитета ГД по образованию, вообще считает, что расследование необходимо начать не с министра образования Ливанова, а с его предшественника Андрея Фурсенко. Депутат полагает, что «образовательный стандарт для старшей школы угрожает национальной безопасности страны и конкурентоспособности российского образования». Подписанный Фурсенко документ предусматривает преподавание старшеклассникам в обязательном порядке лишь шести предметов: русского языка и литературы, математики, иностранного языка, истории, физкультуры и ОБЖ.
По данным «Известий», инициативу коммунистов готовы подхватить и представители «Справедливой России». Зампред комитета ГД по образованию от этой фракции Виктор Шудегов заявил изданию:
— Я бы сам с удовольствием принял участие в работе депутатской комиссии. Я считаю, что такие вопросы не должен единолично принимать министр.
«Единороссы» же, напротив, считают, что расследование проводить не нужно, а «повышенное внимание оппозиции к проблеме оценки вузов обусловлено только политическими мотивами». По крайней мере, такую позицию высказал Александр Хинштейн, зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции, входящий также в состав межведомственной комиссии Министерства образования по оценке эффективности вузов:
— В межведомственную комиссию Минобра входят в том числе и представители КПРФ. Они могут спросить у своих товарищей, те им все расскажут. Прежде чем какие-то заявления делать, они могли бы у себя внутри разобраться… Эта ситуация будет и дальше активно использоваться оппозицией с точки зрения спекуляции на политических темах. Еще летом прошлого года у них не было никаких проблем, когда тема сокращения вузов и бюджетных мест была впервые озвучена. Ничто не мешало им этим заняться.
Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов обвиняет оппозицию в политической мотивированности, но в то, что из этого что-нибудь получится практически, не верит:
— Коммунисты и «эсеры» хотят встроиться в модный общественный тренд — рассчитывают, что смогут использовать недовольство преподавателей и студентов вузов себе на пользу… У них не хватит депутатского ресурса, чтобы достичь какого-то практического результата.
Шатилов напомнил, что 90 собранных подписей инициируют лишь голосование о начале расследования, а чтобы оно началось, необходима поддержка большинства депутатов, то есть 226 человек. Он отметил, что таким ресурсом обладают лишь единороссы.
Стоит отметить справедливость высказываний относительно «своевременности» проведения расследования – желание разобраться со скандально известными критериями возникло спустя почти 2,5 месяца после их громкой «презентации». То есть после того как критерии с треском провалились, что уже никто не отрицает. Не мудрено, что в инициативе коммунистов сразу же нашли «второе дно» – политическое. Плюс к этому, вероятность доведения процесса хотя бы до начала реального расследования, стремится к нулю, учитывая позицию парламентского большинства – «единороссов». На фоне даже нескольких вышеперечисленных деталей, действия КПРФ выглядят не очень убедительно, а то и странно.
Напомним, что ранее Минобрнауки РФ провело анализ работы российских вузов, в котором участвовали 541 государственных учебных заведения и 994 филиала. Тогда в «чёрный список» попали 136 вузов и 450 филиалов (попали даже такие вузы как, например, РГГУ, МАРХИ, РГТЭУ
и др.) Вследствие этого, ожидаемо, на разном уровне начались конфликты, а критерии оценки эффективности многие эксперты, мягко говоря, подвергли большому сомнению.
Владимир Бурматов, политолог, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член партии «Единая Россия», в разговоре с «Однако» отметил, что пока действия депутатов КПРФ больше походят на инициирование «медийной истории», нежели на желание работать над устранением ошибок:
— Есть такая народная поговорка – «дорога ложка к обеду». Где были уважаемые коллеги, когда шёл разговор о критериях?
На мой взгляд, «первый блин» в оценке эффективности вузов действительно вышел комом. Это надо принять. Я бы не сказал, что процесс стал абсолютно безрезультатным: он многое показал, многие проблемы, существующие в системе вузовского образования. Но он имел такое количество издержек, что назвать его 100%-но эффективным язык не повернётся. Этот процесс был подвергнут резкой критике за то, как он проводился (он был абсолютно не прозрачным), за те критерии, которые использовались, за те побочные результаты, которые появились.
Но зачем затевать сейчас какое-то расследование? Что оно покажет? Что те критерии были несовершенны и были приняты без должного обсуждения экспертным и профессиональным сообществом? Что не было услышано ректорское сообщество и часть депутатского корпуса, которые предлагали свои критерии? Так это и так понятно.
Сейчас важнее сосредоточиться над выработкой новых критериев, после того, как стало видно, что предложенные критерии неэффективны. Если говорить о подходе «Единой России», то мы пригласили министра образования, он был у нас на заседании президиума генерального совета. Мы договорились, что в следующий раз критерии будут, во-первых, иные, во-вторых, они будут принципиально по-другому вырабатываться, с привлечением и профессионального и экспертного сообщества, и это будет прозрачный процесс. А то, что сейчас начинает делать КПРФ, это называется «после драки кулаками не машут».
Я считаю страницу с первым мониторингом государственных вузов перевёрнутой, «шишки набиты», узкие места, которые в этом процессе были, все увидели. И если есть желание реально как-то поучаствовать в этом, помочь избежать ошибок, надо включаться в процесс.
Поэтому коллегам их КПРФ я бы посоветовал сосредоточиться на конструктивной работе, тем более зная, какой у них есть потенциал для неё.
... Подводя итог, можно сделать вывод: с высокой долей вероятности думская инициатива превратится в затяжной спор о подробностях. Таким образом – противоречие по вопросу образовательной политики между задачами государства и его реальной политикой продолжает оставаться главной из проблем России, требующих срочного решения.
|